Проблемная ситуация: Научное учреждение просит
разъяснить вопрос, связанный с налогообложением объектов промышленной
собственности. В соответствии с пп."к"
п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"
патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной
собственности, не являлись объектом налогообложения по налогу на добавленную
стоимость. В гл.21 НК РФ такого положения нет. Возможно ли сохранение
действовавшей ранее льготы, учитывая тяжелое положение научных учреждений?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 августа 2003 г. N 04-03-14/70
Минфин России рассмотрел письмо о порядке
применения налога на добавленную стоимость учреждениями науки и сообщает
следующее.
Согласно пп."к" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991
N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего до 1
января 2001 г., этим налогом не облагались патентно-лицензионные операции
(кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности. В
связи с этим, а также учитывая, что в патентном законодательстве отсутствует
понятие "патентно-лицензионные операции", пп."к" п.12 Инструкции Госналогслужбы России от
11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" было предусмотрено освобождение от налога на добавленную
стоимость платежей за предоставление патентообладателем прав другому лицу на
использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности только по
зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам.
С 1 января 2001 г. гл.21 "Налог на
добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость операций по реализации
услуг по передаче прав на использование патентов не предусмотрено.
В соответствии с
пп.16 п.3 ст.149 Кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость
освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда
фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и
образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской
Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Порядок освобождения от налогообложения
указанных работ разъясняется в п.6.14 Методических рекомендаций по применению
главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса
Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N
БГ-3-03/447 (с учетом изменений и дополнений). Так, в данном
пункте Методических рекомендаций указано, что под учреждением науки,
выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности
и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и
(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и
действующая в соответствии с учредительными документами научной организации,
при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического)
совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и
(или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов
общего объема работ, выполняемых указанной организацией.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
М.А.МОТОРИН
13.08.2003