Проблемная ситуация: У федерального государственного
унитарного эксплуатационного предприятия (ФГУЭП) находится в хозяйственном
ведении федеральное недвижимое имущество, которое ФГУЭП по согласованию с
собственником сдает в аренду. Просьба разъяснить следующее.
1. Должно ли ФГУЭП в соответствии с гл.25
НК РФ учитывать в составе доходов в целях налогообложения прибыли суммы
полученной арендной платы? Имеет ли право ФГУЭП при определении налоговой базы
по налогу на прибыль принять к вычету расходы в виде амортизационных отчислений
по сданному в аренду федеральному имуществу и эксплуатационных затрат по его
содержанию, которые подлежат возмещению арендодателю по условиям договора?
2. Должно ли ФГУЭП уплачивать налог на
имущество с находящегося у него в хозяйственном управлении федерального
имущества? Должно ли ФГУЭП уплачивать земельный налог или арендную плату за
пользование земельным участком, на котором находится переданная ему на праве
хозяйственного ведения недвижимость, если право собственности (владения,
пользования) земельным участком документально не оформлено?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 сентября 2003 г. N 04-02-05/3/68
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и по вопросам, относящимся к его компетенции, сообщает следующее.
1. В соответствии со ст.113 Гражданского
кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального
унитарного предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 295 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлены права собственника в отношении имущества,
находящегося в хозяйственном ведении. В частности, определено, что предприятие
не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим
имуществом без согласия собственника.
Установлено, что собственник имеет право
на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении предприятия.
Если предприятие с согласия собственника
сдает в аренду имущество, находящееся у него в хозяйственном ведении, то оно
должно получать арендную плату.
Согласно Бюджетному кодексу Российской
Федерации к неналоговым доходам относятся, в частности, доходы от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и
сборах.
В соответствии со ст.42
Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в
доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной
платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во
временное пользование имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, ФГУЭП при сдаче в
установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве
хозяйственного ведения, доходы в виде арендной платы должно учитывать в
соответствии с гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в налоговой базе для исчисления
налога на прибыль.
В соответствии со ст.252 Кодекса в целях
гл.25 Кодекса расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные
затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Согласно ст.256 Кодекса амортизируемое
имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества
унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение,
подлежит амортизации у данного предприятия в порядке, установленном гл.25
Кодекса.
Следовательно, ФГУЭП, по нашему мнению,
имеет право при определении налоговой базы принять к вычету расходы в виде
амортизационных отчислений по сданному в аренду федеральному имуществу,
закрепленному на праве хозяйственного ведения, и эксплуатационных затрат по его
содержанию, которые подлежат возмещению арендодателю по условиям договора.
2. Относительно уплаты налога на
имущество и налога на землю сообщаем следующее.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации
от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на
имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и
затраты, находящиеся на балансе плательщика.
При этом основным условием взимания
налога является факт нахождения имущества на балансе, а не форма его
собственности.
В случае постановки на баланс организации
государственного или муниципального имущества, осуществляемой согласно
Гражданскому кодексу Российской Федерации (гл.19) путем передачи его в
хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным
унитарным предприятиям, указанное имущество подлежит налогообложению в
общеустановленном порядке.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным.
Статьей 15 Закона Российской Федерации от
11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что основанием
для установления налога и арендной платы за землю является документ,
удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным
участком.
Согласно ст.36 Земельного кодекса
Российской Федерации исключительное право, в том числе на приобретение права
аренды земельных участков, имеют юридические лица - собственники зданий,
строений, сооружений. Кроме того, в соответствии с п.8 Положения о государственном
земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.11.2002 N 833, Федеральная служба земельного кадастра России и
ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль в том числе за соблюдением порядка, исключающего
использование земельных участков без оформления в установленном порядке
документов, удостоверяющих право на землю, а также за соблюдением порядка
переуступки права пользования землей. Согласно ст.7.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка
без оформления в установленном порядке документов на землю влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до
двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
09.09.2003