Проблемная ситуация: Производственная организация,
осуществляющая выпуск готовой продукции, технологический процесс изготовления
которой включает использование вредных веществ, двухсменный режим работы, а по
отдельным цехам и круглосуточный режим, для обеспечения нормальных условий
труда и соблюдения мер по технике безопасности использует на территории завода
оборудованный здравпункт. В течение 2002 г. сотрудниками здравпункта проводился
периодический медосмотр работников, работающих с вредными веществами,
проводились профилактические прививки, велся доврачебный прием и прием у
врача-терапевта, стоматолога, оказывалась первая медицинская помощь работникам
завода, круглосуточно дежурила бригада скорой помощи.
Может ли организация на основании пп.7
п.1 ст.264 НК РФ учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством
и (или) реализацией и уменьшающих полученные доходы, вышеперечисленные затраты
по содержанию здравпункта, а также затраты по приобретению медицинских
препаратов любой стоимости, используемых для проведения
лечебно-профилактических мероприятий? Какими нормативными документами
обусловлены перечни лекарственных средств для
проведения тех либо иных лечебно-профилактических мероприятий?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 октября 2003 г. N 04-02-03/131
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу правомерности включения в состав прочих расходов, связанных с
производством и (или) реализацией, затрат по содержанию здравпункта,
приобретению медикаментов и медицинских средств любой стоимости, оплате услуг
бригады скорой помощи и сообщает следующее.
Согласно пп.7 п.1 ст.264 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, относятся в том числе
расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов,
находящихся непосредственно на территории организации.
Согласно Единой номенклатуре
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной
Приказом Минздрава России от 03.06.2003 N 229, такие существующие в системе
здравоохранения структурные подразделения, как здравпункты, медпункты, в
качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены, а могут входить в состав
учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах
структурных подразделений.
По мнению Департамента налоговой
политики, здравпункты, входящие в состав организации, создаются только на
производствах и в цехах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Так, например,
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
08.09.1999 N А19-5445/98-32-2-ФО2-1524/99-С1 определено, что здравпункты
призваны выполнять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических
требований, направленных непосредственно на создание безопасных условий труда
на вредном производстве, предупреждение и профилактику профзаболеваний,
соблюдение мер по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при
возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на
производстве.
Целью здравпункта является оказание
работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной)
медицинской помощи перед отправкой работника в медицинское учреждение
(поликлинику, больницу, медсанчасть, травматологический пункт и т.п.).
В функции здравпунктов при организациях,
по нашему мнению, не входит содержание стоматологического кабинета и оказание
стоматологических услуг работникам организации, так как стоматологические
услуги не относятся к услугам по оказанию первой медицинской помощи.
Также к затратам, связанным с содержанием
помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории
организации, нельзя отнести расходы по оплате круглосуточного дежурства бригады
скорой помощи.
Учитывая, что
законодательная база, устанавливающая статус здравпунктов, находящихся на
территории организации, отсутствует, Департамент налоговой политики считает
необходимым запросить официальное мнение Минздрава России по следующим
вопросам: состав и численность медицинских работников, разрешенных для указанных
здравпунктов, перечень медицинских услуг, выполняемых указанными здравпунктами,
и перечни медикаментов и медицинских средств, разрешенных для функционирования
здравпунктов.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
22.10.2003