Проблемная ситуация: В соответствии с Поручением
Президента РФ от 20.05.2002 N Пр-864 в государстве и его регионах должны быть
приняты меры по укреплению материальной базы организаций инвалидов и полному
исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". Учитывая вышеизложенное, региональная
общественная организация инвалидов просит дать разъяснения по следующим
вопросам.
1. В соответствии с Инструкцией Фонда
социального страхования РФ в случае болезни инвалида выплата по больничному листу
уменьшает фонд оплаты труда, учитываемый при установлении льготы по единому
социальному налогу по пп.2 п.1 ст.239 НК РФ. Учитывая, что инвалиды часто и
подолгу болеют, указанная норма практически лишает этой льготы организации
инвалидов. Возможно ли изменение действующего порядка
определения фонда оплаты труда общественных организаций инвалидов для
целей ЕСН?
2. В соответствии с пп.2 п.3 ст.149 НК РФ
не подлежит налогообложению реализация товаров (работ, услуг), производимых
общественными организациями инвалидов, а также хозяйственными обществами,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций
инвалидов, а среди их работников численность инвалидов составляет не менее 50%.
Вместе с тем
согласно пп.1 п.2 ст.170 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг),
производимых общественными организациями инвалидов, освобожденных от обложения
НДС в соответствии с пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, суммы данного налога, уплаченные
при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров
(работ, услуг).
Кроме того, в соответствии с п.5 ст.168
НК РФ общественные организации инвалидов обязаны выставлять счета-фактуры без
выделения в них сумм НДС. В результате потребители продукции, произведенной
общественными организациями, в соответствии с пп.1 п.2 ст.171 НК РФ также не
имеют права на вычет НДС.
Указанные нормы создают для организаций
инвалидов неравные с другими субъектами условия хозяйственной деятельности,
обусловливают неконкурентоспособность продукции, производимой инвалидами.
На наш взгляд,
следует полностью исключить п.5 ст.168, пп.1 п.2 ст.170 из Налогового кодекса
РФ, в результате чего общественные организации инвалидов будут уравнены с
остальными налогоплательщиками, должны будут выделять НДС в счетах-фактурах и
передавать его потребителям, а от уплаты НДС в бюджет будут освобождены, что и
будет представлять собой государственную льготу.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2003 г. N 04-03-01/167
В связи с письмом по вопросам
государственной поддержки общественных организаций инвалидов Минфин России
сообщает следующее.
По вопросу определения
фонда оплаты труда общественных организаций инвалидов для целей единого
социального налога.
Правоотношения, связанные с уплатой
единого социального налога, регулируются законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах.
Согласно пп.2 п.1
ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций
инвалидов, освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и
иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода
на каждого отдельного работника, если среднесписочная численность инвалидов в
этих организациях составляет не менее 50 процентов,
а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25
процентов.
Состав фонда заработной платы
определяется Госкомстатом России. При этом согласно Постановлению Госкомстата
России от 28.10.2003 N 98 в фонде заработной платы не учитываются пособия по
временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с действующим
законодательством из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
(далее - Фонд).
Вопрос о необходимости изменения
действующего порядка формирования фонда заработной платы, по нашему мнению,
требует более детального анализа.
Что касается
Инструкции о порядке расходования средств Фонда, упомянутой в письме, то она
определяет порядок расходования средств обязательного социального страхования,
образуемых за счет сумм единого социального налога, единого налога на вмененный
доход для определенных видов деятельности и других поступлений, зачисляемых в
Фонд, и не регулирует вопросы соотношения фонда оплаты труда и расходов по
выплате пособий по временной нетрудоспособности. Расходование средств обязательного социального страхования (в том
числе и на выплату пособий по временной нетрудоспособности) осуществляется
Фондом, а также страхователями в соответствии с федеральными законами, в том числе
федеральными законами о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год, и
иными нормативными правовыми актами по расходованию средств обязательного
социального страхования.
По вопросу освобождения общественных
организаций инвалидов от обязанностей плательщиков налога на добавленную
стоимость, связанных с уплатой этого налога в бюджет.
Как правомерно
указано в письме, на основании пп.1 п.2 ст.170 Кодекса при реализации товаров
(работ, услуг), освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость,
в том числе производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов,
суммы данного налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг),
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Согласно п.5 ст.149 Кодекса
налогоплательщики, в том числе общественные организации инвалидов и
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов, осуществляющие операции по реализации товаров (работ,
услуг), вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
В случае отказа от
применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость
указанные организации будут иметь право при реализации производимых ими товаров
(работ, услуг) указывать соответствующие суммы налога на добавленную стоимость в
счетах-фактурах, выставляемых в адрес покупателей этих товаров (работ, услуг),
а также уменьшать сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в
бюджет, на суммы налога, уплаченные ими при приобретении товаров (работ, услуг).
Что касается предложения
об освобождении указанных организаций от обязанностей плательщика налога на
добавленную стоимость, связанных с уплатой этого налога в бюджет, то, учитывая,
что в настоящее время основные направления социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяют в
качестве главного направления развития налоговой реформы создание равного
режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности путем
расширения налоговой базы и сокращения числа налоговых
льгот, указанное предложение не поддерживается.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.11.2003