Проблемная ситуация: Согласно ст.346.2 НК РФ
сельскохозяйственные организации, имеющие филиалы и представительства, не
вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. По нашему
мнению, данным положением предполагалось поддерживать мелкие и средние хозяйства.
Однако многие сельскохозяйственные организации реализуют продукцию через свои
магазины, имеющие статус обособленных подразделений, и, соответственно, не
могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Абзацем 2 п.1 ст.346.2 НК РФ в качестве
условия отнесения организаций к плательщикам единого сельскохозяйственного
налога обозначена реализация без уточнения ее формы. В связи с этим полагаем
целесообразным не распространять действие пп.3 п.3 ст.346.2 НК РФ на
организации, реализующие продукцию через магазины, являющиеся обособленными
подразделениями в форме филиалов.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2004 г. N 04-05-13/1
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо о порядке применения норм гл.26.1 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно п.2 ст.346.2 Кодекса на уплату
единого сельскохозяйственного налога, при соблюдении установленного данным
пунктом условия, имеют право перейти сельскохозяйственные товаропроизводители.
Сельскохозяйственными
товаропроизводителями в соответствии с п.1 ст.346.2 Кодекса признаются
организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную
продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую
(промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при
условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких
организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной
переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного
производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Таким образом, организации и
индивидуальные предприниматели, самостоятельно не производящие
сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее заготовку и
переработку, не могут переходить на уплату единого сельскохозяйственного
налога.
Кроме того,
полагаем, что при рассмотрении вопроса о применении пп.3 п.3 ст.346.2 Кодекса в
отношении организаций, имеющих магазины как обособленные подразделения в форме
филиалов, необходимо учитывать положения п.2 ст.11 Кодекса и ст.55 Гражданского
кодекса Российской Федерации, согласно которым представительством является
обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его
нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное
подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и
осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции
представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на
основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть
указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Таким образом, не вправе переходить на
систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей только те
организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и
представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах
создавших их организаций.
Наличие у организации обособленного
подразделения, соответствующего критериям, определенным п.2 ст.11 Налогового
кодекса Российской Федерации, но не указанного в учредительных документах
организации в качестве филиала или представительства, не является основанием
для отказа организации в праве применять данную
систему налогообложения.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
13.01.2004