| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Международный общественный благотворительный фонд, являясь международной организацией инвалидов и созданный в госкве по инициативе ряда посольств стран СНГ в 1996 г., просит разъяснить порядок применения налоговых льгот, принимая во внимание ст.56 НК РФ и ст.34 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Правильно ли мы понимаем, что имеем право воспользоваться льготами на основании следующих норм:

- по государственной пошлине - Закон "О государственной пошлине" от 09.12.1991 N 2005-1 (ст.5);

- по НДС - гл.21 НК РФ (пп.2 п.3 ст.149);

- по налогу на прибыль - Закон от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (п.6 ст.6);

- по налогу на имущество - Закон от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий и организаций" (п."и" ст.4);

- по налогам на приобретение автотранспортных средств, с владельцев транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог - Закон от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (ст.ст.6 - 7) и Инструкция от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды РФ";

- по ЕСН - гл.24 НК РФ (ст.239)?

Какими нормативными актами мы можем руководствоваться по вопросам применения льгот по уплате налога на землю и налога с продаж?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 января 2004 г. N 04-04-10/01

 

В связи с письмом по вопросам льготного налогообложения общественных организаций инвалидов Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, предусмотрен комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, которые в основном направлены на предоставление конкретной помощи инвалидам, будь то медицинская помощь, возможность получения образования, обеспечение занятости инвалидов, налоговые льготы и т.д.

При этом законодательством установлен ряд условий, соблюдение которых необходимо для получения права на применение налоговых льгот. Прежде всего это требования к самой общественной организации инвалидов: во-первых, целью создания и деятельности такой организации должна являться защита прав и законных интересов инвалидов; во-вторых, инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80 процентов членов общественной организации (ст.34 Закона).

Налоговые льготы для организаций, созданных общественными организациями инвалидов, предусмотрены как Налоговым кодексом Российской Федерации, так и законами о налогах и сборах, принятыми до его вступления в силу.

Воспользоваться льготами, установленными непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации, могут лишь те организации, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Таким образом, если Международный общественный благотворительный фонд соответствует вышеприведенным критериям, то он может воспользоваться следующими налоговыми льготами. В частности:

1) в соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 226-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

2) в соответствии с пп.2 п.3 ст.149 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80 процентов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Таким образом, согласно действующему налоговому законодательству в настоящее время от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации товаров (работ, услуг), производимых вышеназванными организациями инвалидов собственными силами;

3) Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшим до 1 января 2002 г., общественным организациям инвалидов и их предприятиям, учреждениям и организациям, а также предприятиям, применяющим труд инвалидов, были установлены льготы по налогу на прибыль. Однако, как показала практика, применение льготного порядка налогообложения прибыли указанных организаций не было оправданно ни с точки зрения экономических последствий, ни с точки зрения социальных последствий, так как не привело к улучшению социальной защиты инвалидов. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось, социальная поддержка инвалидов должна носить адресный характер.

Главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2002 г., в целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для активизации инвестиций установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24 процентов (для всех налогоплательщиков) с отменой ранее действовавших налоговых льгот. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что с учетом значимости проблемы социальной защиты инвалидов в соответствии с пп.38 и 39 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено положение, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль уменьшается также на расходы налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также на расходы налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, а также на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов;

4) согласно пп."и" ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;

5) в соответствии со ст.239 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы по единому социальному налогу в основном связаны с деятельностью как общественных организаций инвалидов, так и самих инвалидов, то есть:

любая организация может без начисления единого социального налога выплачивать своему работнику - инвалиду I, II или III группы до 100 000 руб. в год;

такую же сумму не включают в базу налогообложения для любого работника налогоплательщики-организации при соблюдении определенных критериев численности инвалидов, долевого участия общественных организаций инвалидов в уставном капитале организации и фонда оплаты труда инвалидов, упомянутых в абз.2 и 3 пп.2 п.1 ст.239 НК РФ;

организации, находящиеся в собственности исключительно общественных организаций инвалидов и имеющие в своих уставных документах исключительно социальные цели деятельности (образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, информационные и научные, а также оказание правовой и иной помощи самим инвалидам), могут также не включать в базу налогообложения для любого своего работника до 100 000 руб. в год;

6) в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" освобождались:

- от уплаты налога с владельцев транспортных средств - инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, а также общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

- от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств - общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретенные автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.

В то же время в соответствии с вышеуказанным Законом общественным фондам инвалидов льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не установлено.

При соблюдении указанных норм законодательства плательщик вправе применить установленные льготы.

При этом следует иметь в виду, что Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" утратила силу в связи с изданием Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ отменены налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и с 1 января 2003 г. введен транспортный налог (гл.28 Налогового кодекса Российской Федерации).

По вопросам применения регионального законодательства, в том числе и по уплате налога на землю и налога с продаж, Вам следует обратиться в соответствующие законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

14.01.2004

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024