Проблемная ситуация: Международный общественный
благотворительный фонд, являясь международной организацией инвалидов и
созданный в г.Москве по
инициативе ряда посольств стран СНГ в 1996 г., просит разъяснить порядок
применения налоговых льгот, принимая во внимание ст.56 НК РФ и ст.34 Закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Правильно ли мы понимаем, что имеем право
воспользоваться льготами на основании следующих норм:
- по государственной пошлине - Закон
"О государственной пошлине" от 09.12.1991 N 2005-1 (ст.5);
- по НДС - гл.21 НК РФ (пп.2 п.3 ст.149);
- по налогу на прибыль - Закон от
27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(п.6 ст.6);
- по налогу на имущество - Закон от
13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий и организаций"
(п."и" ст.4);
- по налогам на приобретение
автотранспортных средств, с владельцев транспортных средств, на пользователей
автомобильных дорог - Закон от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" (ст.ст.6 - 7) и Инструкция от 15.05.1995 N 30
"О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды
РФ";
- по ЕСН - гл.24 НК РФ (ст.239)?
Какими нормативными актами мы можем
руководствоваться по вопросам применения льгот по уплате налога на землю и
налога с продаж?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2004 г. N 04-04-10/01
В связи с письмом по вопросам льготного
налогообложения общественных организаций инвалидов Министерство финансов
Российской Федерации сообщает следующее.
Федеральным законом
от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" (далее - Закон) определена государственная политика в области
социальной защиты инвалидов, предусмотрен комплекс мер по обеспечению
жизнедеятельности инвалидов, которые в основном направлены на предоставление
конкретной помощи инвалидам, будь то медицинская помощь, возможность получения
образования, обеспечение занятости инвалидов, налоговые льготы и т.д.
При этом законодательством установлен ряд
условий, соблюдение которых необходимо для получения права на применение
налоговых льгот. Прежде всего это требования к самой
общественной организации инвалидов: во-первых, целью создания и деятельности
такой организации должна являться защита прав и законных интересов инвалидов;
во-вторых, инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80
процентов членов общественной организации (ст.34 Закона).
Налоговые льготы для организаций,
созданных общественными организациями инвалидов, предусмотрены как Налоговым кодексом
Российской Федерации, так и законами о налогах и сборах, принятыми до его
вступления в силу.
Воспользоваться льготами, установленными
непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации, могут лишь те
организации, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди
работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда -
не менее 25 процентов.
Таким образом, если Международный
общественный благотворительный фонд соответствует вышеприведенным критериям, то
он может воспользоваться следующими налоговыми льготами. В частности:
1) в соответствии
со ст.5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О
государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N
226-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах
общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих
нотариальные действия, освобождаются общественные организации инвалидов, их
учреждения, учебно-производственные организации и объединения;
2) в соответствии с
пп.2 п.3 ст.149 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. не подлежит обложению налогом
на добавленную стоимость реализация (в том числе передача, выполнение, оказание
для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и
полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному
Правительством Российской Федерации
по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ,
услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и
реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как
союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов
и их законных представителей составляет не менее 80 процентов, а также
организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность
инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50 процентов, а
их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Таким образом, согласно действующему
налоговому законодательству в настоящее время от обложения налогом на
добавленную стоимость освобождены операции по реализации товаров (работ,
услуг), производимых вышеназванными организациями инвалидов собственными силами;
3) Законом Российской Федерации от
27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
действовавшим до 1 января 2002 г., общественным организациям инвалидов и их
предприятиям, учреждениям и организациям, а также предприятиям, применяющим
труд инвалидов, были установлены льготы по налогу на прибыль. Однако, как
показала практика, применение льготного порядка налогообложения прибыли
указанных организаций не было оправданно ни с точки зрения экономических
последствий, ни с точки зрения социальных последствий, так как не привело к
улучшению социальной защиты инвалидов. Кроме того, как неоднократно
подчеркивалось, социальная поддержка инвалидов должна носить адресный характер.
Главой 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации, вступившей в силу с 1 января 2002 г., в целях обеспечения единого
подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания
условий для активизации инвестиций установлена единая ставка налога на прибыль
в размере 24 процентов (для всех налогоплательщиков) с отменой ранее
действовавших налоговых льгот. При этом
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют
право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков
налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов
Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что с учетом
значимости проблемы социальной защиты инвалидов в соответствии с пп.38 и 39 п.1
ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено положение, в
соответствии с которым налогооблагаемая прибыль уменьшается также на расходы
налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - общественных организаций
инвалидов, а также на расходы налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные
организации инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие
социальную защиту инвалидов, а также на осуществление деятельности указанных
общественных организаций инвалидов;
4) согласно пп."и" ст.4 Закона Российской Федерации от
13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным
налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений
и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа
работников;
5) в соответствии со ст.239 гл.24
"Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации налоговые льготы по единому социальному налогу в основном связаны с деятельностью как общественных организаций инвалидов, так и
самих инвалидов, то есть:
любая организация может без начисления
единого социального налога выплачивать своему работнику - инвалиду I, II или
III группы до 100 000 руб. в год;
такую же сумму не включают в базу
налогообложения для любого работника налогоплательщики-организации при
соблюдении определенных критериев численности инвалидов, долевого участия
общественных организаций инвалидов в уставном капитале организации и фонда
оплаты труда инвалидов, упомянутых в абз.2 и 3 пп.2 п.1 ст.239 НК РФ;
организации,
находящиеся в собственности исключительно общественных организаций инвалидов и
имеющие в своих уставных документах исключительно социальные цели деятельности
(образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные,
информационные и научные, а также оказание правовой и иной помощи самим
инвалидам), могут также не включать в базу налогообложения для любого своего
работника до 100 000 руб. в год;
6) в соответствии с Законом Российской
Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации" освобождались:
- от уплаты налога с владельцев
транспортных средств - инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и
автомобили, а также общественные организации инвалидов, использующие
транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
- от уплаты налога на приобретение
автотранспортных средств - общественные объединения (организации) инвалидов,
использующие приобретенные автотранспортные средства для выполнения своей
уставной деятельности.
В то же время в соответствии с
вышеуказанным Законом общественным фондам инвалидов льгот по уплате налога на
пользователей автомобильных дорог не установлено.
При соблюдении указанных норм
законодательства плательщик вправе применить установленные льготы.
При этом следует иметь в виду, что
Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления
и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" утратила силу в связи с
изданием Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59.
Кроме того, в связи с принятием
Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ отменены налог на пользователей
автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и с 1 января 2003
г. введен транспортный налог (гл.28 Налогового кодекса Российской Федерации).
По вопросам применения регионального законодательства,
в том числе и по уплате налога на землю и налога с продаж, Вам следует
обратиться в соответствующие законодательные (представительные) органы власти
субъектов Российской Федерации.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.01.2004