Проблемная ситуация: Учредителем государственного
унитарного предприятия является Министерство имущественных отношений. Применима
ли норма пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ в отношении данного предприятия при решении
вопроса о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения при
соблюдении иных условий такого перехода? Надо ли в случае перехода на
упрощенную систему налогообложения восстанавливать сумму НДС с недоамортизированной стоимости основных средств и со
стоимости товаров, числящихся в учете?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2004 г. N 04-02-05/3/4
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу возможности перехода на упрощенную систему налогообложения
государственного унитарного предприятия и необходимости восстановления НДС с недоамортизированной стоимости основных средств и стоимости
товаров, числящихся в учете, в случае перехода на упрощенную систему
налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пп.14 п.3 ст.346.12
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не могут применять
упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля
непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В
данном случае напрямую разделено долевое участие других организаций.
Согласно п.1 ст.113
Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.2 Федерального закона от
14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях" имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым
и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между
работниками унитарного предприятия.
Следует отметить,
что Минюст России в своем Письме от 16.04.2003 N 03/3749-АК также высказал
мнение, что ограничение возможности применять упрощенную систему
налогообложения, содержащееся в пп.14 п.3 ст.346.12 Кодекса, не
распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия в
связи с тем, что они не являются собственниками своего имущества.
Учитывая изложенное,
по нашему мнению, государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе
перейти на упрощенную систему налогообложения.
Согласно пп.1 п.2 ст.171 гл.21
"Налог на добавленную стоимость" Кодекса вычетам подлежат суммы налога
на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам,
услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на
добавленную стоимость.
Согласно п.2 ст.346.11 гл.26.2
"Упрощенная система налогообложения" Кодекса организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации
товаров (работ, услуг) плательщиками налога на добавленную стоимость не
признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на
добавленную стоимость не облагаются.
Таким образом, суммы налога на
добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным
организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при
осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых
налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат.
Учитывая изложенное,
суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам
(работам, услугам), используемым в производственной деятельности, после
перехода организации на упрощенную систему налогообложения, по нашему мнению,
необходимо восстановить и вернуть в бюджет.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
26.01.2004