Проблемная ситуация: Статьей 15 Закона РФ от
26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в
Российской Федерации" предусматривалось, что земельный налог, арендная
плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного
назначения, не взимаются. На основании Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ
вышеуказанная статья утратила силу с 01.01.2001.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного
кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и
арендная плата.
Приложением 20 к Федеральному закону от
24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"
приостанавливается действие ст.ст.7 - 11 Закона РФ "О плате за
землю", которые определяют плату за землю в форме земельного налога.
Таким образом, за земли, на которых
расположены объекты мобилизационного назначения, не взимается налог на землю.
В соответствии с ГК РФ договор аренды
земли носит возмездный характер. Согласно п.3 ст.65 Земельного кодекса размер
арендной платы является существенным условием договора аренды земельного
участка.
Просим разъяснить, взимается ли за земли,
занятые объектами мобилизационного назначения, арендная плата.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 февраля 2004 г. N 04-05-10/12
Департамент налоговой политики совместно
с Юридическим департаментом и Департаментом оборонного комплекса и
правоохранительных органов рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного
кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются
земельный налог и арендная плата.
Согласно п.3 указанной статьи порядок
определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной
платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются
соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При
этом размер арендной платы является существенным условием договора аренды
земельного участка.
Вопросы заключения договора аренды
регулируются гл.34 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности
ст.ст.606 и 614 упомянутого Кодекса, которые предусматривают платность
предоставления имущества в аренду.
Кроме того, ст.21 Закона Российской
Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено,
что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются
договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают
базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям
арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в
натуральной форме.
При этом в связи с тем
что в соответствии со ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная
плата является формой платы за использование земли, обращаем внимание на то,
что согласно пп.3 п.1 Приложения 20 к Федеральному закону от 23.12.2003 N
186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" с 1 января по 31 декабря
2004 г. приостанавливается действие ст.ст.7 - 11 Закона Российской Федерации
"О плате за землю", которые определяют плату за землю в форме
земельного налога, а не арендной платы.
Аналогичный порядок действовал в 2003 г.
в соответствии с пп.2 п.1 Приложения 20 к Федеральному закону от 24.12.2002 N
176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
09.02.2004