Проблемная ситуация: Решением городского Совета
муниципального образования от 25.03.2003 было утверждено положение о порядке
взимания местных налогов и сборов на территории данного муниципального
образования, в соответствии с которым введен сбор за право торговли с физических
и юридических лиц в размере 20 МРОТ.
Прокурор города обратился в суд к
городскому Совету и администрации города о признании недействительным
с даты введения данного размера сбора за право торговли. С точки зрения
прокуратуры, размер указанного сбора, установленный городским Советом,
превышает предельно допустимый размер, предусмотренный пп."ж" п.1 ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"Об основах налоговой системы Российской Федерации".
Просим дать разъяснения по сложившейся
ситуации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2004 г. N 04-05-15/2
Департамент налоговой политики рассмотрел
обращение и по затронутому в нем вопросу сообщает следующее.
Установление местных налогов и сборов
должно осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
общими принципами налогообложения и сборов, определяемыми Налоговым кодексом
Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу ст.132 Конституции Российской
Федерации органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы.
В соответствии с п.5 ст.3 части первой
Кодекса местные налоги и сборы устанавливаются,
изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Согласно ст.7
Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не
вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 указанного
Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса,
и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" местным Советам народных депутатов предоставлено право
установления местных налогов и сборов и определен их перечень, включая и сбор
за право торговли. Подпунктом "е" п.1 указанной статьи были
определены объект обложения сбором за право торговли, форма уплаты сбора,
отдельные положения о зачислении сумм сбора в бюджеты.
Полномочия по определению остальных
элементов обложения сбором за право торговли, в том числе и размера сбора, не
ограниченного законом, были делегированы представительным органам власти -
местным Советам народных депутатов. При этом размер сбора за право торговли
определялся применительно к данному сбору независимо от ставок целевых сборов,
определявшихся пп."ж"
п.1 ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации".
В этой связи необходимо учитывать
правовую позицию, высказанную в Определении Конституционного Суда Российской
Федерации от 10.12.2002 N 284-О.
Раскрывая содержание понятия
"законно установленные налоги и сборы", Конституционный Суд
Российской Федерации указал, что установить налог или сбор можно только законом
и только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового
обязательства.
Вместе с тем, как указано в вышеназванном
Определении Конституционного Суда Российской Федерации, это не означает, что
правовое регулирование налогов и сборов должно быть во всем одинаковым. По
мнению Конституционного Суда Российской Федерации,
налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую
природу: если налог - это индивидуальный безвозмездный платеж в целях
финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных
образований, то сбор - это взнос, уплата которого плательщиком является одним
из условий совершения в отношении него государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)
(п.п.1 и 2 ст.8 Кодекса).
Указанное различие
предопределяет и различный подход к установлению обязательных платежей в
бюджет: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и все перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации
элементы налогообложения, включая налоговую ставку (п.1 ст.17 Кодекса); при
установлении же сборов элементы обложения определяются применительно к
конкретным сборам (п.3 ст.17 Кодекса).
Следовательно, по смыслу приведенных положений Кодекса во взаимосвязи со
ст.ст.57, 71 (п."з"),
75 (ч.3) и 76 (ч.1) Конституции Российской Федерации вопрос о том, какие именно
элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает
сам законодатель исходя из характера данного сбора.
Кроме того, полагаем, что признание
установленного Решением городского Совета размера сбора за право торговли
незаконным повлечет негативные последствия для местного бюджета, источником
доходной части которого в 2003 г. являлся указанный сбор, и приведет к
нарушению конституционных прав и свобод других лиц.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
18.02.2004