Проблемная ситуация: Возможно ли
предоставление отсрочки платежей по региональным налогам налогоплательщикам,
состоящим в режиме реструктуризации, принимая во внимание, с одной стороны,
отсутствие в законодательстве норм, запрещающих предоставление отсрочки
организациям, состоящим в режиме реструктуризации, а также наличие у
налогоплательщиков оснований, предусмотренных п.2 ст.64 НК РФ, и, с другой
стороны, - нарушение основного условия реструктуризации, то есть
своевременности уплаты текущих платежей?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2004 г. N 04-01-10/1-19
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо по вопросу возможности предоставления отсрочки платежей по региональным
налогам организациям, состоящим в режиме реструктуризации, и сообщает
следующее.
Реструктуризация
кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам и по страховым
взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам осуществляется в рамках бюджетного
законодательства, а не законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах, в соответствии с которым финансовыми органами принимаются решения о
предоставлении отсрочки, рассрочки и налогового кредита (гл.9 Налогового
кодекса Российской Федерации).
Так, Постановление Правительства
Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 принято во исполнение ст.115
Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".
Указанное Постановление Правительства
Российской Федерации и утвержденный им Порядок проведения реструктуризации
кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также
задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом не
предусматривают возможности переноса срока уплаты задолженности в нарушение
утвержденного графика. При этом в соответствии с указанным
Порядком график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный
бюджет должен предусматривать осуществление соответствующих платежей
равными долями один раз в квартал.
Кроме того,
организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в
федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим
кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых
платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом,
превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.
Аналогичные условия участия в
реструктуризации, то есть своевременность уплаты текущих платежей и соблюдение
графиков погашения задолженности, содержатся и в Постановлениях Правительства
Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 и от 01.10.2001 N 699.
Учитывая изложенное, принятие решения о
предоставлении отсрочки предприятиям и организациям, состоящим в режиме
реструктуризации, приведет к нарушению основного условия проведения
реструктуризации, то есть уплаты текущих платежей и соблюдения графика
погашения задолженности, что представляется неправомерным.
В данном случае, по нашему мнению,
организация должна сама для себя решить, оставаться в реструктуризации или
воспользоваться правом на отсрочку, утратив тем самым право на
реструктуризацию.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.04.2004