Проблемная ситуация: Пунктом 7 ст.381 НК РФ
предусмотрено освобождение от налогообложения имущества организаций в отношении
объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд социального
обеспечения. Распространяется ли данное положение на Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и их территориальные подразделения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 2004 г. N 04-05-06/44
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо о порядке применения положения п.7 ст.381 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации,
Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда
обязательного медицинского страхования и их территориальных подразделений и
сообщает следующее.
Согласно п.7 ст.381 Кодекса организации
освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной
сферы, используемых ими для нужд социального обеспечения.
Однако в гл.30 "Налог на имущество
организаций" Кодекса не содержится определение понятия объектов
социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.
В законодательстве Российской Федерации
формулировка понятия "социальное обеспечение" также не определена.
В связи с этим полагаем, что необходимо
учитывать следующее.
Согласно ст.39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
При этом определено, что государственные
пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 N 20-П
(а также Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от
29.01.2004 N 2-П и от 18.03.2004 N 6-П) социальное обеспечение осуществляется
посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления
гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств
обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных
источников. И хотя социальное обеспечение охватывает
различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в
материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию,
на что указывает и ст.39 Конституции Российской Федерации, согласно которой
государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Функции по
обеспечению обязательного пенсионного страхования и социального страхования
возлагаются законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от
16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального
страхования", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации
от 07.08.1992 N 822 "О Фонде социального страхования Российской
Федерации") на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального
страхования Российской Федерации.
Кроме того, необходимо принимать во
внимание то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической
деятельности, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N
454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД", деятельность в
области обязательного социального обеспечения включает, в частности:
- "деятельность, связанную с
предоставлением пособий по болезни, материнству и временной
нетрудоспособности", которую осуществляет Фонд социального страхования
Российской Федерации;
- "деятельность, связанную с
пенсионным обеспечением государственных служащих; деятельность, связанную с
предоставлением пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери
кормильца, за выслугу лет, кроме пенсий, выплачиваемых государственным
служащим", которую осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая
изложенное, полагаем, что Фонд социального страхования Российской Федерации,
Пенсионный фонд Российской Федерации и их территориальные органы в рамках
выполнения возложенных на них функций осуществляют деятельность, направленную
на реализацию гарантированных ст.39 Конституции Российской Федерации прав
граждан на социальное обеспечение, что позволяет, по нашему мнению, относить
имущество, используемое ими в указанных целях, к освобождаемому от
налогообложения.
Что касается деятельности Федерального
фонда обязательного медицинского страхования, то она осуществляется в целях
обеспечения охраны здоровья населения и оказания ему медицинской помощи в
рамках реализации положений ст.41 Конституции Российской Федерации, которая
предусматривает право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом
указанной статьей определено, что медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за
счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений
(на это, в частности, указывается и в Определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 08.04.2003 N 131-О).
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
16.04.2004