Проблемная ситуация: Правомерно ли включать в расходы в целях налогообложения прибыли плату за аренду помещения
под офис в следующем случае: помещение не исключено из состава жилого
фонда и используется арендатором для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода? При этом помещение закреплено на праве хозяйственного
ведения за арендодателем - государственным унитарным предприятием, который
имеет согласие собственника на сдачу этого помещения в аренду.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2004 г. N 04-02-05/2/18
Департамент налоговой политики рассмотрел
письмо и сообщает.
Как следует из письма, организация
арендует под офис помещение, которое не исключено из состава жилого фонда, у
федерального государственного унитарного предприятия.
При рассмотрении поставленного вопроса
необходимо руководствоваться, в частности, следующими нормами налогового и
гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.252 гл.25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270
данного Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265
настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Кодексом
установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и (или)
реализацией, относятся, в частности, арендные (лизинговые) платежи за
арендуемое (принятое в лизинг) имущество (пп.10 п.1 ст.264 Кодекса).
Согласно ст.113 Гражданского кодекса
Российской Федерации (ГК РФ) имущество государственного или муниципального
унитарного предприятия находится соответственно в государственной или
муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статья 295 ГК РФ определяет права
собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В
частности, определено, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на
праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или
иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Установлено, что собственник имеет право
на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении предприятия.
Если предприятие с согласия собственника
сдает в аренду имущество, находящееся у него в хозяйственном ведении, то оно
должно получать арендную плату.
Статьей 671 ГК РФ определено, что по
договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или
управомоченное им лицо (наймодатель)
- обязуется предоставлять другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату
во владение и пользование для проживания в нем.
Юридическим лицам жилое помещение может
быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды
или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только
для проживания граждан.
Согласно ст.288 ГК РФ размещение в жилых
домах промышленных производств не допускается.
Размещение собственником в принадлежащем
ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только
после перевода такого помещения в нежилое. Перевод
помещений из жилых в нежилые производится в порядке,
определяемом жилищным законодательством.
Учитывая изложенное, организация не имеет
права для целей налогообложения применять положение, установленное пп.10 п.1
ст.264 Кодекса.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.КОСОЛАПОВ
05.05.2004