Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
применения положения п.6 ст.381 НК РФ, в соответствии с которым от обложения
налогом на имущество организаций освобождаются организации - в отношении
объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет
средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Что следует понимать под инженерной
инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса?
Относится ли к бюджетному финансированию
объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса выделение из бюджета ассигнований на покрытие разницы в тарифах на
оказываемые организацией коммунальные услуги?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2004 г. N 04-05-06/55
Департамент налоговой политики рассмотрел
запрос о порядке применения положения п.6 ст.381 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п.6 вышеуказанной статьи
Кодекса освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов
жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса,
содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
При рассмотрении вопроса о возможности
применения данной льготы необходимо учитывать нормы Закона Российской Федерации
от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики",
который при определении понятия основ ценообразования в сфере
жилищно-коммунального хозяйства указывает на наличие таких понятий, как цена на
содержание, ремонт жилья и тарифы на коммунальные услуги.
К расходам по содержанию указанных
объектов, по нашему мнению, относятся расходы, связанные непосредственно с
определенными жилищным законодательством обязанностями по обеспечению
сохранности жилищного фонда и поддержанию его в эксплуатационном состоянии. При
определении вышеуказанных расходов необходимо учитывать положения Постановления
Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда".
Полагаем, что в случаях выделения из
бюджета ассигнований на покрытие разницы в тарифах на оказываемые коммунальные
услуги финансирование самих объектов жилищного фонда или инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не осуществляется.
Согласно Градостроительному кодексу
Российской Федерации в понятие "инженерная инфраструктура" включается
комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования.
С учетом этого полагаем, что под
инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса следует понимать
комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования, используемый для
оказания жилищно-коммунальных услуг. При этом термин "жилищно-коммунальные
услуги" и их состав могут быть определены в соответствии с Государственным
стандартом РФ ГОСТ Р 51929-2002 "Услуги
жилищно-коммунальные. Термины и определения", введенным в действие
Постановлением Госстандарта России от 20.08.2002 N 307-ст и Общероссийским
классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН),
утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Кроме того, Градостроительным кодексом
Российской Федерации установлено, что виды систем инженерной инфраструктуры и
благоустройства территорий и ограничения на их использование и эксплуатацию при
осуществлении градостроительной деятельности определяются градостроительной
документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами
развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. В соответствии
с данной нормой Госстроем России разработана Инструкция о порядке разработки,
согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации,
утвержденная Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150.
Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
А.И.САЛИНА
12.05.2004