Проблемная ситуация: Организация (ООО), занимающаяся
перевозками пассажиров, переведена на уплату ЕНВД.
В соответствии с Законом РФ от 27.11.1992
N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
организацией заключен договор страхования пассажиров, согласно условиям которого страховая организация - страховщик, ООО -
страхователь пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом. При этом
страховщик возвращает определенную часть внесенных страхователем страховых
взносов на счет ООО. Данные средства используются ООО на целевое финансирование
резерва предупредительных мероприятий (РПМ) согласно смете, разработанной
страхователем и утвержденной страховщиком.
Каков порядок налогообложения получаемых
страхователем от страховщика денежных средств на формирование РПМ и как следует
характеризовать данные средства с точки зрения бухгалтерского учета и
налогообложения: как целевое финансирование или как выручка от оказания услуг?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2004 г. N 04-02-05/2/29
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со
ст.26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) для обеспечения
выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях,
установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных
страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые
резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию
ответственности.
В аналогичном порядке страховщики вправе
создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных
случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества (РПМ).
Из указанной нормы следует, что РПМ не предназначен для осуществления страховых выплат и не
относится к страховым резервам. Кроме того, согласно ст.ст.25 и 26 Закона РПМ
не является элементом финансовой устойчивости страховщика и создание РПМ не
обязательно. Данные положения Закона отражают существо страхования.
Исходя из изложенного, применение для РПМ
режима налогообложения, который установлен для страховых резервов (принятие к
вычету указанных страховых резервов при определении налогооблагаемой базы),
необоснованно, что и предусмотрено нормами гл.25 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Необходимо также отметить, что в целях
налогообложения расходы на финансирование предупредительных мероприятий не
могут учитываться и в составе других обоснованных внереализационных расходов
страховых организаций, определенных пп.20 п.1 ст.265 Кодекса, поскольку, как
это отмечалось выше, эти расходы не связаны с выполнением страховщиком
страховых обязательств.
Положениями гл.25 Кодекса также не
предусмотрено создание РПМ для организации, занимающейся перевозками
пассажиров.
Кроме того, следует учитывать, что
перечень доходов, полученных в рамках целевого финансирования и не учитываемых
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный
пп.14 п.1 ст.251 Кодекса, является исчерпывающим. Средства, получаемые
организацией от страховых организаций, на финансирование РПМ в данном перечне
не указаны.
В соответствии с изложенным указанные
средства подлежат налогообложению налогом на прибыль в полном размере,
поскольку указанные средства не являются выручкой, которая принимается в
качестве налогооблагаемой базы для обложения единым налогом на вмененный доход
для отдельных видов деятельности, установленных п.2 ст.346.26 Кодекса.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
31.05.2004