Проблемная ситуация: 1. Правомерно ли требование НИ о
постановке на учет голландской фирмы, не образующей согласно Конвенции об избежании двойного налогообложения (имеющей, как
международный договор, приоритет над внутренним законодательством страны)
представительства на территории РФ?
2. Будет ли освобождена инофирма от
уплаты налога на доход, если согласно вышеупомянутой Конвенции она обязана
платить налог в Нидерландах?
3. Может ли российское предприятие,
имеющее доверенность от инофирмы, обращаться в НИ с заявлением об освобождении от уплаты налога как
уполномоченный представитель инофирмы?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 1996 г. N 04-06-05
В связи с Вашим запросом Департамент
налоговых реформ сообщает следующее.
1. В своем письме Вы совершенно правильно
указываете на то, что в соответствии с российским законодательством (в т.ч. налоговым) международные договоры имеют приоритет над
внутренним законодательством. Поэтому для определения
налогового статуса иностранного юридического лица, в частности, голландской
фирмы, осуществляющей деятельность в России, следует руководствоваться, прежде
всего, Конвенцией между Правительством СССР и Правительством Королевства
Нидерландов об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество от 21 ноября 1986 г. Пункт 1 ст.4
вышеуказанной Конвенции дает общее определение термина "постоянное
представительство". Другие пункты ст.4 рассматривают лишь некоторые
частные случаи образования постоянного представительства или деятельности
иностранного юридического лица, которая не приводит к образованию постоянного
представительства. Кроме вышеуказанной Конвенции при рассмотрении вопроса о
том, приводит ли деятельность иностранного юридического лица на территории
России к образованию постоянного представительства или нет, следует также
руководствоваться Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 16.06.95 N
34 в части, не противоречащей положениям Конвенции. При этом следует иметь в
виду, что перечень примеров возникновения постоянного представительства,
приведенный как в Конвенции, так и в Инструкции ГНС от 16.06.95 N 34, не
является исчерпывающим. Независимо от того, будет ли деятельность иностранного
юридического лица на территории России признана как осуществляемая через постоянное
представительство или иным образом, такое иностранное юридическое лицо обязано
встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в
Российской Федерации. Поэтому требование налоговой инспекции в отношении
постановки на учет такого иностранного юридического лица является правомерным.
2. В соответствии с п.2
ст.10 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с
международным договором право на льготное налогообложение доходов от источников
в Российской Федерации, в течение года со дня получения дохода подает заявление
о снижении или отмене налога в порядке, установленном Государственной налоговой
службой Российской Федерации (см. разд.6 "Специальные положения"
Инструкции ГНС от 16.06.95 N 34). Указанный порядок применяется вне зависимости
от того, получает ли иностранное юридическое лицо доход от источников в России
на регулярной основе или одноразово, а также вне зависимости от того, касается
ли льгота одного вида дохода или разных видов. Различие может лишь касаться
самой процедуры предоставления льготы (т.е. либо возврат удержанного налога,
либо предварительное, до выплаты дохода, освобождение от налога). Так,
например, предварительное освобождение или обложение по пониженным ставкам
может предоставляться в случаях, если получаемые иностранным юридическим лицом
доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный
характер.
Имеющими однотипный и регулярный характер
доходами могут считаться, например, периодически (неоднократно) выплачиваемые
проценты по кредитным соглашениям и депозитным вкладам, корреспондентским или
текущим счетам, дивиденды, платежи за использование авторских прав или по
лизинговым контрактам и т.п.
3. Согласно п.2.4 вышеуказанной
Инструкции ГНС уведомление об источниках доходов на территории России
направляется либо самим иностранным юридическим лицом, либо его уполномоченным
представителем. Этот же пункт определяет лиц, которые признаются
уполномоченными представителями. В приведенной Вами ситуации, если российское
предприятие имеет соответствующую доверенность от иностранного юридического
лица, то оно может быть признано в качестве уполномоченного представителя. При
этом, если иностранная компания не осуществляет
деятельность в России, а только получает "пассивный" доход, то
постоянного представительства не возникает.
10.06.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ