Проблемная ситуация: Просим
разъяснить порядок применения п.п.6 и 7 ст.381 НК РФ: 1) относится ли к
финансированию за счет средств бюджета возмещение организациям - поставщикам
коммунальных услуг разницы в тарифах, возникающей в результате предоставления
гражданам льгот и субсидий; 2) что включает в себя понятие "инженерная
инфраструктура жилищно-коммунального комплекса"; 3) все ли объекты
социально-культурной сферы подлежат льготированию?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2004 г. N 03-05-06/61
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений
п.п.6 и 7 ст.381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и
сообщает следующее.
В соответствии с п.6 вышеуказанной статьи
Кодекса освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов
жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса,
содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
При рассмотрении вопроса о возможности
применения данной льготы необходимо учитывать нормы Закона Российской Федерации
от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики",
который при определении понятия основ ценообразования в сфере
жилищно-коммунального хозяйства указывает на наличие таких понятий, как цена на
содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги.
К расходам по содержанию указанных
объектов, по нашему мнению, относятся расходы, связанные непосредственно с
определенными жилищным законодательством обязанностями по обеспечению
сохранности жилищного фонда и поддержанию его в эксплуатационном состоянии. При
определении вышеуказанных расходов необходимо учитывать положения Постановления
Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда".
Полагаем, что в случаях выделения из
бюджета ассигнований на покрытие разницы в тарифах на оказываемые коммунальные
услуги финансирование самих объектов жилищного фонда или инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не осуществляется.
Согласно Градостроительному кодексу
Российской Федерации в понятие инженерной инфраструктуры включается комплекс
сооружений и коммуникаций инженерного оборудования.
С учетом этого полагаем, что под
инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса следует понимать
комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования, используемый для
оказания жилищно-коммунальных услуг. При этом термин "жилищно-коммунальные
услуги" и их состав могут быть определены в соответствии с государственным
стандартом РФ ГОСТ Р 51929-2002 "Услуги
жилищно-коммунальные. Термины и определения", введенным в действие
Постановлением Госстандарта России от 20.08.2002 N 307-ст, и Общероссийским
классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН),
утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Кроме того, Градостроительным кодексом
Российской Федерации установлено, что виды систем инженерной инфраструктуры и
благоустройства территорий и ограничения на их использование и эксплуатацию при
осуществлении градостроительной деятельности определяются градостроительной
документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами
развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий. В соответствии
с данной нормой Госстроем России разработана Инструкция о порядке разработки,
согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации,
утвержденная Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150.
Согласно п.7 ст.381 Кодекса организации
освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной
сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической
культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Основанием для применения организацией
данной льготы и уменьшения балансовой стоимости своего имущества на стоимость
объекта социально-культурной сферы является факт его использования
организацией-балансодержателем по целевому назначению.
При этом необходимо учитывать, что в
соответствии с гл.30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объект
налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций
определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета.
Организация в целях правильного
исчисления данного налога должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого
имущества. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный
объект.
В случае если объект социально-культурной
сферы, ранее использовавшийся самой организацией для указанных выше нужд,
сдается в аренду (то есть не используется самой организацией по целевому
назначению), то данный объект подлежит налогообложению в общеустановленном
порядке, независимо от целей его использования арендатором.
К льготируемым
объектам в соответствии с вышеназванной нормой ст.381 Кодекса, по нашему
мнению, могут быть также отнесены и административные помещения, а также
расположенные в них компьютеры и другая оргтехника, используемые аппаратом
управления и находящиеся в неразрывной связи как по
своему назначению, так и по осуществляемым функциям с льготируемыми
объектами и непосредственно участвующие в процессе создания и оказания услуг в
области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта,
здравоохранения и социального обеспечения.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
03.06.2004