Проблемная ситуация: Организация (ООО) заключила в
июле 2002 г. трехсторонний договор аренды имущества, находящегося в федеральной
собственности. Балансодержателем объекта федеральной собственности является
федеральное государственное предприятие (ФГУП), за которым данный объект
закреплен на правах хозяйственного ведения. Договор аренды заключен между ООО (арендатор), ФГУП (арендодатель) и городским
территориальным агентством Минимущества России.
На основании данного договора аренды
арендодатель передает арендатору с согласия агентства во временное пользование
нежилое помещение.
В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ при
предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления в
аренду федерального имущества налоговым агентом признается арендатор указанного
имущества. При этом в Определении Конституционного Суда РФ от
02.10.2003 N 384-О поясняется, что порядок уплаты налога на добавленную
стоимость, установленный п.3 ст.161 НК РФ, применяется в случае предоставления
в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения
за государственными унитарными предприятиями, то есть составляющего
государственную казну (абз.2 п.4 ст.214 ГК РФ), при непосредственном участии
публичных собственников в гражданских отношениях.
В связи с изложенным
просим разъяснить, верно ли мы понимаем, что организация, арендующая
федеральное имущество у ФГУП, не должна выполнять функции налогового агента вне
зависимости от того, участвовал ли орган государственной власти в подписании
договора как третья сторона.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 июня 2004 г. N 03-03-11/92
В связи с письмом о
применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося
в федеральной собственности, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает следующее.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 гл.21
"Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации. При этом на основании ст.143 и п.1 ст.153
Кодекса налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие
операции по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Пунктом 3 ст.161 Кодекса предусмотрен
особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении в
аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и
муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами
местного самоуправления. Согласно данному порядку при осуществлении таких
операций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются не
арендодатели, а налоговые агенты - арендаторы такого имущества.
Что касается услуг по предоставлению в
аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными
государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, то в
отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную
стоимость Кодексом не предусмотрено.
Учитывая изложенное,
при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого
имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными
предприятиями на праве хозяйственного ведения, налогоплательщиками налога на
добавленную стоимость, по нашему мнению, являются эти предприятия, а не
арендаторы имущества.
Данная позиция подтверждена Определением
Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, о котором
упоминается в письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
10.06.2004