Проблемная ситуация: Сельскохозяйственный
товаропроизводитель (ГУП) просит разъяснить.
1. В соответствии с законом хозяйства,
перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, освобождены от
уплаты налога на прибыль. Правомерно ли на основании постановления
правительства Республики Дагестан с унитарных предприятий взимается в бюджет
10% от прибыли?
2. Налоговый орган наложил арест на наш
счет в банке, и все поступающие средства изымаются в счет погашения
задолженности по налогам. Правомерно ли это?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2004 г. N 03-02-05/3/52
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налогового
законодательства и сообщает следующее.
Согласно п.3
ст.346.1 гл.26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) переход на уплату единого
сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога
на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога
на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом и
Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество
организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за
налоговый период.
В соответствии со ст.295 "Права
собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении"
Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право на получение
части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении
предприятия.
Аналогичное положение содержится и в
ст.17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой собственник
имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на
получение части прибыли от использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении такого предприятия.
Государственное или
муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть
прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных
платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством
Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Постановление
правительства Республики Дагестан от 25.06.2001 N 132 "О совершенствовании
управления государственными унитарными предприятиями и находящимися в
собственности Республики Дагестан пакетами акций открытых акционерных
обществ" обязало руководителей унитарных предприятий с 2001 г.
ежеквартально перечислять в республиканский бюджет Республики Дагестан суммы в
размере 10 процентов от прибыли отчетного периода, остающейся в распоряжении
предприятия после уплаты налогов.
Таким образом,
уплачиваемые государственными унитарными предприятиями, находящимися в
собственности Республики Дагестан, на основании постановления правительства
Республики Дагестан 10 процентов от чистой прибыли в бюджет Республики Дагестан
являются не налогом на прибыль организаций, а частью прибыли, которую получает
собственник имущества государственного унитарного предприятия в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской
Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Также сообщаем, что
ст.1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых
органах Российской Федерации" определяет, что налоговые органы Российской
Федерации (далее - налоговые органы) - единая система контроля за соблюдением
налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных
законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением
валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах
компетенции налоговых органов.
Статья 31 Кодекса определяет права
налоговых органов. Согласно пп.5 п.1 этой статьи налоговые органы вправе
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок приостановления операций по счетам
налогоплательщика-организации установлен ст.76 Кодекса.
Так, в соответствии
с п.2 ст.76 Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика по его
счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа,
направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения
налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате
налога, а также в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой
декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации и в случае отказа от
представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком -
индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
17.06.2004