Проблемная ситуация: В целях правильного применения
налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
Государственному унитарному предприятию
(ГУП) присвоен статус федерального научно-производственного центра. Помимо
основной научной деятельности ГУП осуществляет также предпринимательскую
деятельность.
Вправе ли ГУП в такой ситуации
воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными п.15 ст.381 НК РФ, п.11
ст.12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
При этом необходимо отметить, что статус
федерального научно-производственного центра, как и статус государственного
научного центра, означает, что данные организации отнесены к категории
объектов, пользующихся особой государственной поддержкой (п.2 Указа Президента
РФ от 22.06.1993 N 939, п.3 Постановления Правительства РФ от 09.10.1995 N
983). Означает ли это, что существует единый подход к указанным организациям в
сфере налогообложения?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 июня 2004 г. N 03-05-06/78
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности
применения государственными унитарными предприятиями, которым присвоен статус
федерального научно-производственного центра, льгот по налогу на имущество
организаций и земельному налогу, предусмотренных для организаций, имеющих
статус государственного научного центра, и сообщает следующее.
В соответствии с п.15 ст.381 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения освобождается
имущество государственных научных центров.
Согласно п.11 ст.12 Закона Российской
Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются в том числе государственные научные центры.
Как следует из вышеназванных норм
налогового законодательства, их применение возможно организациями, которым
присвоен статус государственного научного центра.
Указанный статус и
порядок его присвоения определены Указом Президента Российской Федерации от
22.06.1993 N 939, которым, в частности, предусмотрено, что в целях создания
благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных
школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области
фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных
научных кадров статус государственного научного центра Российской Федерации
может присваиваться расположенным на ее
территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим
учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и
высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили
международное признание.
Что же касается
федеральных научно-производственных центров, то соответствующий статус и
порядок его присвоения определяются Постановлением Правительства Российской
Федерации от 09.10.1995 N 983, устанавливающим, что он может присваиваться в
целях реализации реформы оборонной промышленности, направленной на концентрацию
ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала, отдельным
предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей
промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся
основными разработчиками и изготовителями
важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также
комплектующих изделий к ним.
Учитывая, что присвоение указанных
статусов обусловлено различными целями и определяется отдельными
нормативно-правовыми актами, считаем, что льготы, предусмотренные п.15 ст.381
Кодекса и п.11 ст.12 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
для государственных научных центров, не могут применяться организациями,
которым присвоен статус федерального научно-производственного центра.
Кроме того, обращаем внимание на то, что несмотря на отнесение федеральных
научно-производственные центров, как и государственных научных центров, к
объектам, пользующимся особой государственной поддержкой, необходимо учитывать,
что формы этой поддержки могут быть различны.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.06.2004