Проблемная ситуация: ОАО (химический комбинат) просит
проконсультировать по вопросам применения налога на имущество.
Правительством РФ нашей организации
приписан отдел Государственной противопожарной службы (ОГПС) Главного
управления Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (ГУГПС МЧС России), обеспечивающий пожарную охрану оборонного
комплекса РФ.
Приказом ГУГПС МЧС
России утвержден перечень управлений (отделов, отделений) Государственной
противопожарной службы ГУГПС, в который входит ОГПС, действующий на основании
устава и являющийся самостоятельным структурным подразделением, непосредственно
подчиненным Главному управлению ГПС МЧС России.
На основании постановления Правительства
РФ финансирование ОГПС производится за счет ассигнований, выделяемых из
федерального бюджета, а также за счет средств охраняемых объектов
(строительство и эксплуатация зданий пожарных депо, обустройство и размещение
личного состава, приобретение и содержание пожарной техники,
пожарно-технического вооружения, оборудования и расходно-эксплуатационных
материалов), то есть ОАО.
Просим разъяснить, правомерно ли не
признавать объектом налогообложения по налогу на имущество организаций основные
средства ОАО, используемые отделом ГПС в своей уставной деятельности, согласно
пп.2 п.4 ст.374 НК РФ. В соответствии с каким положением Закона РФ от
13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и в части
какого имущества ОАО могло воспользоваться льготой в 2003 г.: п."п" ст.4 - в отношении
всего имущества, используемого отделом ГПС и принадлежащего ОАО; п."б" ст.5 - в отношении
имущества ОАО, используемого отделом ГПС исключительно на уставную деятельность
(пожарная лестница, огнетушители и т.п.)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июля 2004 г. N 03-06-06/82
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по затронутым в нем вопросам
сообщает следующее.
В соответствии с
пп.2 п.4 ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или)
приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
Российской Федерации.
Учитывая, что ОАО не является федеральным
органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и
(или) приравненная к ней служба, на основные средства комбината, используемые
ОГПС в своей уставной деятельности, норма, предусмотренная пп.2 п.4 ст.374
Кодекса, не распространяется.
Что касается возможности применения
комбинатом в 2003 г. в отношении имущества, принадлежащего комбинату и
используемого ОГПС, льгот, предусматривавшихся п."п" ст.4 и п."б" ст.5 Закона Российской Федерации "О
налоге на имущество предприятий", то необходимо учитывать следующее.
Согласно п."п" ст.4 вышеназванного Закона Российской
Федерации налогом на имущество предприятий не облагалось имущество органов
управления и подразделений Государственной противопожарной службы при
осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской
Федерации. Таким образом, как следовало из указанной нормы Закона, организации,
не являющиеся органами управления и подразделениями Государственной
противопожарной службы, воспользоваться данной льготой не могли.
Вместе с тем п."б" ст.5 вышеуказанного Закона Российской
Федерации предусматривалось уменьшение стоимости имущества предприятия, исчисленной
для целей налогообложения, на балансовую стоимость объектов, используемых
исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской
обороны. При этом указанная норма Закона Российской Федерации не
предусматривала в качестве обязательного условия ее применения использование
соответствующего имущества самим предприятием, на балансе которого оно
находилось. Учитывая изложенное, считаем, что ОАО могло применять данную льготу
в отношении учитываемого на его балансе имущества, используемого ОГПС
исключительно в целях пожарной безопасности.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
08.07.2004