Проблемная ситуация: В связи с возникновением ряда
вопросов по отражению резерва по сомнительным долгам в налоговом и
бухгалтерском учетах просим дать разъяснения.
Согласно п.5 ст.266 НК РФ сумма резерва
по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в
отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть
перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.
В целях бухгалтерского учета, если до
конца года резерв сомнительных долгов в какой-либо части не использован, то
неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса
на конец отчетного года к финансовым результатам.
Рассмотрим на цифрах создание и списание
резерва сомнительных долгов:
Дт 91-2 - Кт 63 - 19 905 тыс. руб. - создан
резерв сомнительных долгов;
Дт 63 - Кт 62 - 5106 тыс. руб. - списана
дебиторская задолженность по решению учредителей;
Дт 007 - 5106 тыс. руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за
балансом;
Дт 63 - Кт 91-1 - 14 799 тыс. руб. - в конце
2003 г. неизрасходованные суммы резерва присоединены к финансовому результату.
Таким образом, прибыль организации по
году составила 14 799 тыс. руб.
Правильно ли организацией указан механизм
создания и списания резерва по сомнительным долгам?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 июля 2004 г. N 03-03-05/3/55
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета рассмотрел письмо и
сообщает следующее.
На основании п.70
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N
34н, организация на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской
задолженности может создать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими
организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением
сумм резервов на финансовые результаты организации. Решение о создании резервов сомнительных долгов закрепляется
организацией в учетной политике. Принятая организацией учетная политика исходя из п.6 разд.II Положения по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98,
утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, применяется
организацией последовательно от одного отчетного года к другому.
На основании вышеизложенного следует, что
организация в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва
сомнительных долгов к финансовому результату и проведения инвентаризации
дебиторской задолженности вновь создает резерв сомнительных долгов.
Следовательно, неизрасходованная сумма
резерва сомнительных долгов не приводит к образованию прибыли в организации за
отчетный год.
В случае если
налогоплательщиком принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам с
начала нового налогового периода, в учетную политику должны быть внесены
соответствующие изменения, а вся сумма резерва, не использованная в налоговом
(отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью
подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в
соответствии с п.7 ст.250 Налогового кодекса РФ.
Одновременно сообщаем, что механизм создания
и списания резерва сомнительных долгов указан в письме правильно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
12.07.2004