Проблемная ситуация: Организация проводит
стимулирующую лотерею в целях продвижения торговой марки организации на рынке и
привлечения клиентов за счет их участия в данной акции. Просьба разъяснить,
являются ли расходами на рекламу расходы, связанные с организацией, проведением
и формированием призового фонда лотереи и облагаются ли они налогом на рекламу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 августа 2004 г. N 03-06-06-03/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
налогом на рекламу расходов, связанных с организацией и проведением
стимулирующей лотереи, а также расходов на формирование ее призового фонда и
сообщает следующее.
Согласно пп."з" п.1 ст.21 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы Российской
Федерации" налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости
услуг по рекламе.
В соответствии со
ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой
является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная
информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана
формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу,
товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Следует также принимать во внимание, что
изображения товарного знака, любые способы продвижения торговой марки, знака
обслуживания, фирменного наименования, используемые вместе или в отдельности,
по нашему мнению, следует рассматривать как элементы рекламы товаров или услуг.
Данная позиция подтверждается Законом
Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Согласно данному Закону товарные знаки и
знаки обслуживания могут рассматриваться в качестве средств распространения
информации о физическом или юридическом лице, товарах, услугах, которая
предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, услугам и
способствовать реализации товаров, услуг.
Как следует из письма, организуемая
лотерея проводится в целях продвижения торговой марки организации на рынке и
привлечения клиентов за счет их участия в данной акции. В связи с этим, а также
принимая во внимание вышеуказанное определение понятия "реклама", по
нашему мнению, проводимая стимулирующая лотерея является рекламной акцией.
Следует отметить, что согласно ст.3
Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" стимулирующей
лотереей является лотерея, право на участие в которой
не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет
средств организатора лотереи. При этом в данном Законе не указывается, что
организация и проведение стимулирующей лотереи не рассматриваются как
распространение рекламной информации.
Учитывая изложенное, полагаем, что расходы,
связанные с организацией, проведением, а также формированием призового фонда
лотереи, проводимой фирмой, являются расходами на рекламу и облагаются налогом
на рекламу в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
06.08.2004