Проблемная ситуация: Автотранспортная организация
просит дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Как отражаются в бухгалтерском учете
целевые поступления из бюджета, получаемые автотранспортной организацией на
компенсацию тарифов за оказанные услуги по перевозке льготных категорий
пассажиров (ветеранов и инвалидов)? Надо ли в целях бухгалтерского учета вести
раздельный учет расходов?
2. В соответствии с п.2 ст.251 НК РФ
организация не учитывает вышеуказанные поступления из бюджета при определении
налоговой базы. Правомерно ли уменьшение расходов в рамках раздельного учета на
сумму полученных целевых отчислений?
3. Организация в 1998 г. перешла на метод
начисления НДС по оплате. В период постановки учета были сделаны арифметические
ошибки, приведшие к излишнему начислению НДС в бюджет по реализованным услугам.
Как исправить ошибки, если они совершены более 4 лет назад?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 августа 2004 г. N 03-03-01-04/1/6
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. По официальному заключению
Департамента регулирования финансового контроля, аудиторской деятельности и
бухгалтерского учета ведение раздельного учета расходов по перевозке льготных
категорий пассажиров на счетах бухгалтерского учета не предусмотрено. Вместе с
тем для целей управления и контроля организация может вести такой учет.
Одновременно
обращается внимание на то, что поступления из бюджета на компенсацию тарифов за
оказанные услуги по перевозке льготных категорий пассажиров признаются в
бухгалтерском учете организации доходами от обычных видов деятельности с
отражением по мере оказания услуг по кредиту счета 90 "Продажи" в
соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы
организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999
N 32н.
2. В соответствии с п.2 ст.251 гл.25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются
целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных
товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета
бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная
организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий
год.
При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений на основании п.2 ст.251 Кодекса обязаны вести
отдельный налоговый учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в
рамках целевых поступлений.
В соответствии с п.34 ст.270 Кодекса
расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на
цели, указанные в п.2 ст.251 Кодекса, не учитываются при исчислении налоговой
базы по налогу на прибыль.
Также следует иметь в виду, что указанные
расходы должны носить целевой характер.
3. Согласно п.1 ст.54 Кодекса
налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого
налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на
основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих
налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в
исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам,
в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае
невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые
обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
В то же время в соответствии с п.8 ст.78
Кодекса заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в
течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, организация утратила право
на внесение изменений в налоговую декларацию, так как речь идет об
арифметической ошибке, допущенной в 1998 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
24.08.2004