Проблемная ситуация: Крестьянские (фермерские)
хозяйства (КФХ), образованные до введения в действие части первой ГК РФ,
являются юридическими лицами до момента регистрации изменений их правового
статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон
от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации" в п.п.2 - 7 ст.6 обязывал конкретные
предприятия и организации привести свои учредительные документы в соответствие
с ГК РФ в срок до 1 июля 1999 г. По истечении этого срока непреобразованные
предприятия по требованию органа, осуществляющего госрегистрацию,
налогового органа либо прокурора должны быть в
судебном порядке ликвидированы. КФХ в числе подлежащих
преобразованию не было, и ни одно из них не ликвидировано.
Положениями ст.23 части первой ГК РФ
предусмотрено, что глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования
юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной
регистрации КФХ.
В соответствии с п.1 ст.235 НК РФ члены
КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Крестьянское хозяйство зарегистрировано
как юридическое лицо 11.01.1993 и платит налоги в соответствии с общим режимом
налогообложения юридических лиц.
Согласно ст.28 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Главы и члены КФХ в этом Законе не упомянуты.
Обязано ли КФХ со статусом юридического
лица платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде
фиксированного платежа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 августа 2004 г. N 03-05-02-04/5
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование крестьянским (фермерским)
хозяйством и сообщает следующее.
Положениями ст.23 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что
глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без
образования юридического лица, признается предпринимателем с момента
государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство,
образованное до введения в действие части первой ГК РФ, является юридическим
лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы
крестьянского (фермерского) хозяйства.
С введением в
действие ГК РФ крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право
самостоятельно определять свой статус, то есть либо согласно п.2 ст.23 ГК РФ
зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства,
осуществляющего деятельность без образования юридического лица, либо согласно
ст.259 ГК РФ в установленном порядке преобразоваться в хозяйственное
товарищество или производственный кооператив, которые являются юридическими
лицами.
В соответствии с п.1 ст.235 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл.24 "Единый
социальный налог" члены крестьянского (фермерского) хозяйства
приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, главы и члены крестьянских
(фермерских) хозяйств признаются плательщиками единого
социального налога в порядке, установленном для индивидуальных
предпринимателей, а именно п.3 ст.241 Кодекса, независимо от
организационно-правовой формы осуществления их деятельности.
Одновременно сообщаем, что вопросы уплаты
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного
платежа крестьянскими (фермерскими) хозяйствами относятся к компетенции
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.08.2004