Проблемная ситуация: Издательство занимается выпуском
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
При выпуске книжной продукции
издательство несет расходы, связанные с выплатой автору вознаграждения за
созданное произведение. Авторские договоры с авторами имеют, как правило,
ограниченные сроки действия в части, касающейся передачи авторских прав. Кроме
того, договорами определен суммарный тираж произведения, который может сделать
издательство в течение срока, на который переданы авторские права.
Законом Российской Федерации от
09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"
установлено, что законодательство Российской Федерации об авторском праве и
смежных правах состоит, в частности, из настоящего Закона, являющегося частью
гражданского законодательства Российской Федерации.
Статьей 255 НК РФ
установлено, что к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся,
в частности, расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате
организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам
гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты
труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с
индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, по нашему мнению, в целях
исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль выплаты авторского
вознаграждения следует учитывать в составе расходов на оплату труда. Также
считаем, что для целей исчисления налога на прибыль данные расходы являются
прямыми.
В ряде случаев выпуск книжной продукции
прекращается ранее окончания срока, на который переданы авторские права.
Соответственно, и выпущенный совокупный тираж оказывается в меньшем размере,
чем это предусмотрено договором. Прекращение выпуска книжной продукции,
особенно юридической и экономической тематики, происходит по причине утраты
актуальности в силу значительной подвижности законодательства.
Вместе с тем ст.265 НК РФ установлено,
что в состав внереализационных расходов включаются, в частности, затраты на
аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не
давшее продукции.
В связи с изложенным
просим разъяснить порядок отражения расходов в целях налогообложения прибыли
издательства.
1. Являются ли расходы по выплате
авторского вознаграждения при выпуске книжной продукции прямыми расходами?
2. Каким образом можно учесть расходы в
случае прекращения выпуска книжной продукции?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/24
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Издательство в
соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1
"Об авторском праве и смежных правах" заключает с автором
произведения авторский договор, который должен предусматривать: способы
использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера
вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его
выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного
договора.
Вознаграждение определяется в авторском
договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования
произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером
произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в
договоре суммы либо иным образом.
В соответствии с пп.37 п.1 ст.264 гл.25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или)
реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде периодических (текущих)
платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и
средствами индивидуализации. К указанным периодическим (текущим) платежам
относятся и платежи в виде авторского вознаграждения, выплачиваемые автору
произведения.
Согласно пп.44 п.1
ст.264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или)
реализацией, относятся также потери в виде стоимости бракованной, утратившей
товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем
подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и
книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими
производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего
номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной
продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей
товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной
продукции.
Расходом признается стоимость продукции
средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение
следующих сроков:
для периодических печатных изданий - в
пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического
печатного издания;
для книг и иных непериодических печатных
изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
При этом следует
иметь в виду, что издательство вправе отнести вышеуказанные расходы к прочим
расходам при условии, что одновременно в составе внереализационных доходов
будут учтены доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и
книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой
продукции по основаниям, предусмотренным пп.43 и 44 п.1 ст.264 настоящего
Кодекса.
Исходя из положений ст.318 Кодекса прочие
расходы, связанные с производством и (или) реализацией, относятся к косвенным
расходам и, следовательно, для целей налогообложения прибыли в полном объеме
относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.09.2004