Проблемная ситуация: Организация оказывает услуги по
сопровождению и охране грузов, перевозимых на территории РФ железнодорожным
транспортом. Некоторые грузы, сопровождаемые организацией, могут быть помещены
под таможенный режим экспорта, импорта или транзита. Организация не располагает
также какими-либо иными документами, свидетельствующими о таможенном режиме
ввоза или вывоза грузов, сопровождаемых и охраняемых организацией.
Приемо-сдаточные документы не содержат такой информации. Таким образом,
оказывая услуги, организация не может разделить их на те, которые связаны с
реализацией экспортируемых (импортируемых, транзитных) грузов, и услуги,
которые не связаны с такими грузами.
Подпунктами 2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ
предусмотрено, что при реализации работ (услуг) по транспортировке
(сопровождению) товаров, экспортируемых за пределы территории Российской
Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, а также помещенных под
таможенный режим транзита, обложение налогом на добавленную стоимость
производится по ставке в размере 0 процентов.
Просим дать разъяснения о возможности
применения на основании пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ ставки НДС 0 процентов к
услугам, оказываемым организацией.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 2004 г. N 03-04-08/65
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на
добавленную стоимость в отношении операций по сопровождению и охране грузов,
перевозимых железнодорожным транспортом, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами ст.148 Кодекса, согласно которым место реализации услуг по
сопровождению и охране грузов определяется по месту деятельности организации,
оказывающей такие услуги.
В связи с тем
что организация, оказывающая услуги по сопровождению и охране грузов,
перевозимых железнодорожным транспортом, осуществляет деятельность на
территории Российской Федерации на основании государственной регистрации,
местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации.
Таким образом, услуги по сопровождению и
охране грузов, перевозимых на территории Российской Федерации железнодорожным
транспортом, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную
стоимость.
Размеры ставок налога на добавленную
стоимость установлены ст.164 Кодекса.
Так, как правомерно
указано в письме, пп.2 и 3 п.1 указанной ст.164 Кодекса предусмотрено, что при
реализации работ (услуг) по транспортировке (сопровождению) товаров,
экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в
Российскую Федерацию, а также помещенных под таможенный режим транзита,
обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0
процентов. При этом для
обоснования права на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость
в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить
в налоговые органы документы, предусмотренные п.4 ст.165 Кодекса.
Налогообложение услуг по транспортировке
(сопровождению) грузов, не поименованных в указанных
пп.2 и 3 п.1 ст.164 Кодекса, производится по ставке налога на добавленную
стоимость 18 процентов.
Учитывая изложенное,
в связи с отсутствием у организации документов, необходимых для подтверждения
ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении услуг
по сопровождению и охране грузов, перевозимых железнодорожным транспортом,
должна применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 18
процентов.
Одновременно сообщается, что п.9 ст.165
Кодекса предусмотрен возврат налогоплательщику уплаченных сумм налога, в случае
если налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии),
обосновывающие применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В связи с этим после получения от заказчиков услуг по сопровождению
и охране грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, документов,
необходимых для представления в налоговые органы в целях подтверждения
обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, организация
вправе применить в отношении этих услуг нулевую ставку налога при условии, что
сумма налога в размере 18 процентов, ранее предъявленная заказчикам указанных
услуг, не возмещена им из бюджета, либо в
случае проведения заказчиками перерасчетов с бюджетом через восстановление сумм
налога по таким услугам.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.09.2004