Проблемная ситуация: В соответствии
с пп.43 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в
процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических
печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража
соответствующего номера периодического печатного издания. Налогооблагаемую прибыль также уменьшают потери в виде стоимости
бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах
сроков, указанных в настоящей норме (морально устаревшей), продукции средств
массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками,
осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и
книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража
соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего
тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной,
утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации
и книжной продукции (пп.44 п.1 ст.264 НК РФ).
Вместе с тем согласно п.21 ст.250 НК РФ
доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной
продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по
приведенным основаниям, признаются внереализационными доходами.
Таким образом,
например, при замене издательством утративших товарный вид в процессе перевозки
экземпляров журнала у налогоплательщика (издательства) учитываемые при
налогообложении прибыли внереализационные доходы и прочие расходы, связанные с
производством и реализацией, будут равны (п.1 ст.247, пп.2 п.1 ст.248, п.2
ст.252, п.2 ст.253 НК РФ).
В связи с
изложенным просим разъяснить, правильно ли мы понимаем, что для целей налогообложения
прибыли результат от указанных операций будет равен нулю?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/38
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п.1 ст.247 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по
налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком.
Прибылью в целях обложения налогом на
прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на
величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл.25
Кодекса.
Подпунктом 44 п.1
ст.264 Кодекса предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих
налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а
также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте
(морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной
продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и
выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не
более 10 процентов стоимости тиража
соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего
тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию
бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств
массовой информации и книжной продукции.
Расходом признается стоимость продукции
средств массовой информации и книжной продукции, не реализованной в течение
следующих сроков:
- для периодических печатных изданий - в
пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического
печатного издания;
- для книг и иных непериодических
печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет;
- для календарей (независимо от их вида)
- до 1 апреля года, к которому они относятся.
Из изложенного следует, что действие
названного подпункта распространяется на организации, осуществляющие
производство и выпуск указанной печатной продукции.
Таким образом, если организация
осуществляет только распространение печатной продукции, то есть торговую
деятельность, а не производство и выпуск этой продукции, то в таком случае она
не вправе воспользоваться положениями пп.44 п.1 ст.264 Кодекса.
При этом
организации, осуществляющие распространение печатной продукции, могут в
соответствии с пп.43 п.1 ст.264 Кодекса включить в состав расходов, учитываемых
при исчислении налогооблагаемой базы по прибыли, расходы на замену бракованных,
утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих
экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов
стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.
В соответствии с п.21 ст.250 Кодекса
внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в
виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции,
подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям,
предусмотренным пп.43 и 44 п.1 ст.264 Кодекса.
Согласно
изложенному, если организация получает доход в виде стоимости продукции средств
массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо
при списании такой продукции по указанным основаниям, в том же размере, что и
потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не
реализованной в пределах сроков, указанных в пп.43 и 44 п.1 ст.264 Кодекса, продукции, в одном налоговом (отчетном) периоде, то для целей
налогообложения налоговый результат данных операций может быть равен нулю при
соблюдении положений, указанных выше.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
14.09.2004