| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: При применении ст.40 НК РФ возникает ряд проблем, связанных с нечеткими формулировками некоторых позиций названной статьи. В связи с этим просим дать разъяснения по следующим нормам.

1. Согласно пп.4 п.2 налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени.

Какой период времени в данном случае считается непродолжительным?

2. Пунктами 6, 7 определены признаки идентичных и однородных товаров. Могут ли при этом считаться идентичными (однородными) товары (работы, услуги) в следующих случаях:

- сдачи в аренду части нежилых помещений в здании торгового центра так называемому "якорному арендатору" (крупному, известному, создающему клиентский поток, имеющему положительную деловую репутацию, товарный знак, ноу-хау, ведущему активную рекламную кампанию, вызывающую у посетителей желание посетить именно этот торговый центр) и прочим арендаторам;

- сдачи в аренду нежилых помещений для организации торговли в зданиях разных характеристик (год постройки, уровень отделки, наличие парковки), находящихся на одной улице (в одном районе города на разных улицах, на разных этажах многоэтажного здания торгового центра);

- сдачи в аренду нежилых помещений площадью 3000 кв. м в здании торгового центра площадью 6000 кв. м "якорному арендатору" и сдачи в аренду нежилых помещений площадью 10 кв. м в здании того же торгового цента прочим арендаторам.

3. Согласно п.10 при невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Какая прибыль считается обычной для сферы деятельности "сдача недвижимого имущества в аренду", на основании каких источников и по какой методике она может определяться?

4. Согласно п.11 при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Какие источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги следует считать официальными, в частности, при определении рыночной цены арендной платы?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 сентября 2004 г. N 03-02-01/1

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрены вопросы о применении отдельных положений ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Положение пп.4 п.2 ст.40 Кодекса является одним из оснований для проверки налоговыми органами правильности применения цен по сделкам. В указанном положении предусмотрено оценочное понятие "непродолжительный период времени", в течение которого применяемые налогоплательщиком цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) отклонялись более чем на 20 процентов. Для целей ст.40 Кодекса непродолжительным периодом времени может быть признан период времени, определенный на основе исследования конкретных обстоятельств экономической деятельности налогоплательщика, учета особенности реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и специфики таких товаров, работ, услуг. Так, например, учитываются сезонное производство товаров, их распродажа по окончании сезона, сроки годности товаров, колебания потребительского спроса, другие существенные обстоятельства, повлекшие отклонение применяемых налогоплательщиками цен.

Полагаем, что для каждой сферы деятельности характерен свой период времени, соответствующий признаку непродолжительного периода, в течение которого отклонение примененных налогоплательщиками цен вызвано колебаниями рыночных цен.

Для обеспечения определенности налогового контроля представляется целесообразным внести изменение в пп.4 п.2 ст.40 Кодекса, направленное на обеспечение налогового контроля за полнотой исчисления налогов с учетом фактора ценообразования в случае отклонения цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки, более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

Для целей Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п.4 ст.40 Кодекса).

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п.6 ст.40 Кодекса).

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения (п.7 ст.40 Кодекса).

Поскольку законодательно не определены понятия "идентичные работы, услуги" и "однородные работы, услуги", полагаем, что следует учитывать идентичность и однородность работ, услуг исходя из содержания соответствующих понятий "идентичный" и "однородный". Так, например, в зависимости от сущности услуги по передаче имущества в аренду идентичными можно признать соответствующие услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, а однородными - услуги, которые имеют сходные характеристики. В случае, указанном в письме, объектом аренды является часть нежилых помещений в здании торгового центра. Полагаем, что на признание идентичности (однородности) услуг по передаче указанных помещений в аренду не оказывают влияния деловая репутация арендатора и иные подобные критерии. Существенными являются основные признаки объекта и условий аренды.

В соответствии с п.п.8 и 9 ст.40 Кодекса при определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитываются официальные источники информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. Для целей определения сопоставимости условий сделок учитываются разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При применении затратного метода рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (ч.2 п.10 ст.40 Кодекса). При применении затратного метода определения рыночной цены анализируются обстоятельства конкретной сделки, особенности соответствующей сферы деятельности и уровень рентабельности, учитываются обычаи делового оборота и другие существенные условия.

Кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. Полагаем, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования. Кроме того, в необходимых случаях при проведении налогового контроля налоговые органы вправе привлекать экспертов и специалистов, в том числе независимых оценщиков. В соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При необходимости получения более подробной информации о порядке исчисления налогов при реализации услуг по предоставлению нежилых помещений в аренду налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета. Право налогоплательщика получать от налогового органа по месту своего учета бесплатную информацию (в том числе в письменной форме), в частности, о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц закреплено пп.1 п.1 ст.21 Кодекса. Указанному праву корреспондирует обязанность налоговых органов, предусмотренная пп.4 п.1 ст.32 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.И.ИВАНЕЕВ

16.09.2004

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024