Проблемная ситуация: Обязана ли налоговая инспекция
отзывать инкассовые поручения из банка в случае, если они стоят в картотеке и
не исполнены банком по причине отсутствия денежных средств на счете, после
получения уведомления о принятии в отношении юридического лица решения о
ликвидации? Подлежат ли возврату списанные по таким инкассовым поручениям
денежные средства?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2004 г. N 03-02-07/33
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Согласно п.4 ст.46 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) инкассовое поручение на перечисление
налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк,
где открыты счета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, и
подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной
гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
п.6 ст.46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах
налогоплательщика поручение налогового органа на перечисление налога
исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного
операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на
рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем
каждого такого поступления на валютные счета,
поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный
гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.49 Кодекса установлено, что
обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой
организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств
указанной организации, в том числе полученных от реализации имущества.
Очередность исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими
кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством
Российской Федерации (п.3 ст.49 Кодекса).
Согласно п.4 ст.63
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) выплата
денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится
ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64
Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом
начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди,
выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения
промежуточного ликвидационного баланса.
Учитывая изложенное, полагаем, что
взыскание налогов и сборов до утверждения промежуточного ликвидационного
баланса должно производиться в соответствии со ст.ст.46 и 47 Кодекса.
Также следует отметить, что
законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового
органа по отзыву инкассовых поручений в случае принятия в отношении
юридического лица решения о ликвидации, а также по уведомлению банков о
процедуре ликвидации юридического лица.
Возврат излишне взысканных с
ликвидируемой организации сумм налогов по инкассовым поручениям налоговых
органов производится в соответствии с положениями ст.ст.49 и 79 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
16.09.2004