Проблемная ситуация: ОАО просит разъяснить, облагаются
ли ЕСН суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
оплаты дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения гражданам,
пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания, а также выплат среднего заработка гражданам, призываемым на
военные сборы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2004 г. N 03-05-02-04/21
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу
налогообложения единым социальным налогом оплаты дополнительных отпусков
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, для санаторно-курортного лечения гражданам, пострадавшим от
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и выплат
среднего заработка гражданам, призываемым на военные сборы, и сообщает
следующее.
Позиция Министерства финансов Российской
Федерации по вопросу налогообложения единым социальным налогом оплаты
дополнительных отпусков гражданам-чернобыльцам, изложенная в Письме Минфина
России от 30.09.2003 N 04-04-04/109, осталась без изменения и заключается в
следующем.
Статьей 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по единому
социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также
по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение
компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, п.9 ст.14 и п.4 ст.19 Закона
вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск
продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Финансирование расходов, связанных с
предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств
работодателя, а за счет средств федерального бюджета и является строго целевым.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации
предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные
дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако предоставление
дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не связано с
выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его
труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых
отношениях.
Таким образом, суммы оплаты
дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет
средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты,
осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не
являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
В соответствии с
пп.2 п.1 ст.238 Кодекса не подлежат налогообложению все виды установленных
законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности,
с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Оплата
дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения гражданам,
пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального
заболевания, осуществляется страхователем (работодателем) в соответствии с п.7
ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" и засчитывается ему в счет уплаты страховых взносов на этот
вид обязательного социального страхования.
Таким образом, оплата упомянутого отпуска
подпадает под действие пп.2 п.1 ст.238 Кодекса и не облагается единым
социальным налогом.
По вопросу обложения единым социальным
налогом выплаты среднего заработка гражданам, призываемым на военные сборы,
сообщаем следующее.
В соответствии со ст.170 Трудового
кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с
сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им
государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с
федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст.6 Федерального закона от
28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от
работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего
заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с
п.3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 157, граждане
Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождаются от
работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой
среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда,
установленных для определенного размера стипендий, пособий и других
обязательных социальных выплат.
Финансирование указанных расходов
осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу
"Национальная оборона" (подраздел "Обеспечение мобилизационной и
вневойсковой подготовки", целевая статья "Мобилизационная подготовка
и переподготовка резервов, учебно-сборовые
мероприятия с гражданами Российской Федерации").
Министерство обороны Российской Федерации
в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых
документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам
Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.
Учитывая вышеизложенное,
суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам, призванным на военные
сборы, организациями за счет средств федерального бюджета, не являются
выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не
связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, и единым социальным
налогом не облагаются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.09.2004