Проблемная ситуация: Индивидуальный
предприниматель и коммерческая организация, применяющие УСНО, заключили договор
простого товарищества. В соответствии с условиями договора ведение учета
общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества
поручено предпринимателю. Каким образом предприниматель должен определять
финансовый результат, подлежащий распределению между товарищами?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/18
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения
доходов, полученных участниками договора простого товарищества, применяющими
упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
Граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет
доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством
Российской Федерации.
Организации и индивидуальные
предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет
доходов и расходов в порядке, установленном гл.26.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно ст.1041 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору простого товарищества
(договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей)
обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования
юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей
закону цели.
Сторонами договора простого товарищества,
заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть
только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
В соответствии с п.1 ст.346.15 и п.9
ст.250 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при
определении объекта налогообложения внереализационные доходы, полученные в виде
доходов, распределяемых в пользу налогоплательщика при его участии в простом
товариществе, учитывают в порядке, предусмотренном ст.278 Кодекса.
В связи с этим при объединении в простое
товарищество организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, учет общего имущества, обязательств и
хозяйственных операций простого товарищества должен вестись в порядке,
предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим
налогообложения.
Пунктом 3 ст.278
Кодекса, в частности, установлено, что участник товарищества, осуществляющий
учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан
определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового)
периода доход каждого участника товарищества пропорционально доле
соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в доходе
товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех
участников в рамках товарищества. О суммах
причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества участник
товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в
срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом,
сообщать каждому участнику этого товарищества.
В соответствии со ст.4 Федерального
закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на организации,
перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не распространяется
обязанность ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств
и нематериальных активов, осуществляемого в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Вместе с тем
данное положение не может распространяться на общие результаты деятельности
нескольких хозяйствующих субъектов, объединившихся в простое товарищество.
Учитывая изложенное, при объединении в
простое товарищество организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения, учет общего имущества и хозяйственных
операций должен осуществляться в соответствии с правилами ведения
бухгалтерского учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.09.2004