Проблемная ситуация: Организация (ОАО) является рекламораспространителем и оказывает услуги по размещению
информации (рекламных объявлений) в телефонном справочнике, издаваемом ОАО.
Согласно условиям договора на оказание услуг по размещению рекламы телефонный
справочник распространяется среди юридических лиц по базе данных ОАО, в том
числе среди абонентов официального оператора связи. Издание распространяется
бесплатно. Просим дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Может ли ОАО при определении
облагаемой базы по налогу на прибыль уменьшать полученные от
рекламодателей доходы по размещению информации в справочнике на величину
расходов по изданию справочника?
2. Правомерно ли установление
централизованного порядка уплаты налога на рекламу через налоговых агентов - рекламораспространителей?
3. ОАО выполняет работы по предпечатной
подготовке и печати телефонных справочников, являющихся собственностью
заказчиков. Печать таких справочников осуществляется в Польше. Согласно
условиям договора ОАО является декларантом и уплачивает НДС при ввозе указанных
справочников в РФ. Вправе ли ОАО принять к вычету суммы НДС, уплаченные при
ввозе на территорию РФ справочников заказчика?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/56
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к
своей компетенции, сообщает следующее.
1. В соответствии со ст.252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на
сумму произведенных расходов. Данной статьей предусмотрены критерии отнесения
затрат к расходам, учитываемым в целях налогообложения налогом на прибыль
организаций.
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Учитывая то, что, исходя из текста
письма, основным видом деятельности ОАО является оказание услуг по размещению
рекламных объявлений в издаваемом и распространяемом бесплатно обществом
справочнике, расходы по изданию указанного справочника могут быть признаны
обоснованными и учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что
в соответствии со ст.313 Кодекса в учетной политике для целей налогообложения
должны быть отражены принципы и порядок отражения для целей налогообложения
осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности. При этом в учетной
политике должно быть отражено, что затраты на издание справочника произведены в
рамках деятельности по оказанию услуг по размещению и распространению рекламной
информации.
2. В соответствии со ст.21 Закона
Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" налог на рекламу уплачивают юридические и
физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5
процентов стоимости услуг по рекламе.
Согласно ст.24 Кодекса налоговыми
агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены
обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Удержание налогов в
соответствии с п.3 названной статьи производится из средств, выплачиваемых
налоговым агентом налогоплательщикам. Вместе с тем рекламораспространители
являются получателями средств от рекламодателей, что не позволяет относить их к
налоговым агентам.
Таким образом, возложение на рекламораспространителей обязанности удержания и уплаты
налога на рекламу не соответствует законодательству Российской Федерации о
налогах и сборах.
3. Согласно п.1 ст.146 Кодекса объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом
передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе
признается реализацией товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное,
операции по реализации услуг по размещению рекламных объявлений заказчиков в
телефонном справочнике, а также безвозмездная передача указанного справочника
облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Что касается вычета
сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ОАО в качестве декларанта при
ввозе на территорию Российской Федерации телефонного справочника,
принадлежащего заказчику, то согласно п.2 ст.171 Кодекса вычетам подлежат суммы
налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе
товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, облагаемых
налогом на добавленную стоимость. Поскольку
ОАО не использует указанный справочник для операций, облагаемых налогом на
добавленную стоимость, принимать к вычету суммы этого налога, уплаченные ОАО
при ввозе на территорию Российской Федерации, оснований не имеется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.09.2004