Проблемная ситуация: Банк несет расходы, связанные с
публикациями в периодических печатных изданиях мнений и позиций (в виде
комментариев, интервью, цитат, статей, размещения новостных материалов, участия
в обзорных таблицах) ведущих специалистов банка по вопросам банковской
деятельности, положения на фондовых рынках, прогнозов колебания курсов валют и
т.д. При этом банк заключает договоры с организациями, представляющими СМИ, как
напрямую, так и через агента.
Кроме того, банк несет расходы на
изготовление сувенирной продукции с логотипом и наименованием банка,
предназначенной для распространения среди клиентов.
Вправе ли банк
признавать указанные расходы в качестве рекламных для целей налогообложения
прибыли?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/2/15
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел вопросы, поставленные в письме, и
сообщает следующее.
В соответствии с
пп.28 п.1 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся
расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров
(работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака
обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
К расходам организации на рекламу в целях
гл.25 Кодекса относятся:
расходы на рекламные мероприятия через
средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по
радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную
рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках,
экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и
демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих
информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или)
о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои
первоначальные качества при экспонировании.
Расходы
налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям
розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а
также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в
течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в
размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в
соответствии со ст.249 Кодекса.
В соответствии со
ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ реклама - это распространяемая
в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом
лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена
для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к
этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Таким образом,
учитывая изложенное, расходы банка (как по прямым договорам, так и по
агентским), связанные с публикациями в периодических печатных изданиях мнений и
позиций (в виде комментариев, интервью, цитат, статей, размещения новостных
материалов, участия в обзорных таблицах) ведущих специалистов банка по вопросам
банковской деятельности, положения на фондовых рынках, прогнозов колебания
курсов валют и т.д., могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как расходы на рекламу в полном
объеме.
Что касается расходов банка на
изготовление сувенирной продукции с логотипом и наименованием банка, то они
относятся к иным видам рекламы и принимаются в уменьшение налоговой базы в
размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в
соответствии со ст.249 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.09.2004