Проблемная ситуация: ОАО просит
разъяснить, являются ли объектом налогообложения по ЕСН и НДФЛ суммы оплаты
дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней,
предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС (включая граждан, получивших или перенесших
лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов), а также дополнительного
отпуска продолжительностью 7 календарных дней, предоставляемого гражданам,
работающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате
чернобыльской катастрофы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 сентября 2004 г. N 03-05-02-04/23
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым
социальным налогом и налогом на доходы физических лиц оплаты дополнительных
отпусков гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, и сообщает следующее.
Статьей 236 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения по единому
социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым
договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также
по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение
компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, п.9 ст.14 и п.4 ст.19 Закона
вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск
продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Финансирование расходов, связанных с
предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств
работодателя, а за счет средств федерального бюджета и является строго целевым.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской
Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены
ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Однако
предоставление дополнительного отпуска на основании Закона непосредственно не
связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми
условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в
трудовых отношениях.
Таким образом, суммы оплаты
дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой за счет средств
федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые
работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом
налогообложения по единому социальному налогу.
В соответствии с п.3 ст.217 Кодекса не
подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных
действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением
вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
К таким компенсационным выплатам следует
отнести суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного ст.ст.14 и 19
Закона от 15.05.1991 N 1244-1, предоставляемого гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, включая граждан,
получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов.
Исходя из изложенного выплаты по
вышеуказанным дополнительным отпускам, связанные с возмещением вреда,
причиненного гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
27.09.2004