Проблемная ситуация: В целях правильного применения
налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.
Подпунктом 22 п.1 ст.346.16 НК РФ
установлено, что налогоплательщики, применяющие УСНО, могут учитывать при
исчислении единого налога в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные
в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков таких
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2
ст.8 НК РФ).
В связи с этим просим разъяснить,
относятся ли обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками при
регистрации права собственности (аренды) недвижимости и сделок с ней, к
налоговым сборам.
Обязанность государственной регистрации
аренды недвижимого имущества, в частности земли, регламентирована ст.ст.4, 26
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Статьей 11 данного Закона
предусмотрено взимание платы за такую регистрацию в размерах, установленных
субъектами Российской Федерации. При этом максимальный размер платежей на
территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от
26.02.1998 N 248 "Об установлении максимального размера платы за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за
предоставление информации о зарегистрированных правах".
По нашему мнению, вышеуказанный платеж
соответствует определению сбора, установленному п.2 ст.8 НК РФ.
Кроме того, проведя
аналогию с платежами за загрязнение окружающей природной среды и за провоз
крупногабаритных и тяжеловесных грузов, признанными Конституционным Судом РФ
(Определение от 10.12.2002 N 284-О, Постановление от 17.07.1998 N 22-П)
фискальным сбором, можно также сделать вывод, что по своей правовой природе
плата за регистрацию сделок с недвижимостью является налоговым сбором.
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 октября 2004 г. N 03-06-06-03/18
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
Пунктом 2 ст.8
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что под
сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,
уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Федеральным законом
от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав
на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и
подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода
или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Деятельность по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется
учреждениями юстиции в рамках реализации задач, возложенных на них законом, в
сфере государственного управления и не является предпринимательской
деятельностью.
В соответствии со ст.11 Федерального
закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ за государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним взимается плата в размерах, установленных субъектами
Российской Федерации, в пределах, определенных Правительством Российской
Федерации. При этом средства, получаемые в виде указанной платы, могут
использоваться исключительно на создание, поддержание и развитие системы
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том
числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав.
Департамент считает, что плата за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
обладает признаками сбора, установленными ст.8 Кодекса. Указанная плата
является по существу целевым сбором, взимаемым для финансирования вышеназванных
задач.
Учитывая природу
указанного платежа, проектом федерального закона N 19560-3 "О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации", устанавливающим главу "Государственная
пошлина" Кодекса, предусматривается, что за государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 1 января 2005 г. будет взиматься государственная пошлина.
При применении гл.26.2 "Упрощенная
система налогообложения" Кодекса необходимо учитывать, что при определении
объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему
налогообложения, уменьшает полученные доходы на предусмотренные пп.1 п.1
ст.346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств (с учетом положений
п.3 указанной статьи). Данные расходы, согласно п.2 ст.346.16 Кодекса,
принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252
Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и
нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации о бухгалтерском учете. Таким образом, состав и
оценка основных средств для определения расходов на их приобретение,
учитываемых для целей исчисления единого налога, определяются
налогоплательщиками в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и
принятым в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету "Учет
основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от
30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Пунктом 8 ПБУ 6/01 определено, что
первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается
сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и
изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых
налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Регистрационные сборы, государственные
пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением
(получением) прав на объект основных средств, относятся к фактическим затратам
на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
Таким образом, в случае приобретения
объекта недвижимости, относящегося к основным средствам, организация,
применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе включить в
первоначальную стоимость данного объекта сбор за государственную регистрацию
прав на него.
При этом следует учитывать, что данные
расходы, согласно п.2 ст.346.17 Кодекса, принимаются после фактической оплаты
полной стоимости приобретенных объектов. Кроме того, в соответствии с пп.1 п.3
ст.346.16 Кодекса основные средства, приобретенные в период применения
упрощенной системы налогообложения, относятся на расходы налогоплательщика в
момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
13.10.2004