Проблемная ситуация: С целью регистрации долгосрочного
договора аренды в Минимуществе России 01.10.2003
организация по акту приема-передачи получила от государственного
образовательного учреждения во временное владение и пользование нежилое
помещение, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, для
использования помещения под офис. До этого времени организация также
использовала это помещение под офис на основании не нуждавшегося в регистрации
в Минимуществе России договора аренды, заключенного
непосредственно с учреждением на срок 11 месяцев.
Новый долгосрочный договор аренды
федерального недвижимого имущества был направлен на регистрацию в
территориальное управление Минимущества России.
Договор является трехсторонним. Арендодателем в договоре обозначено
территориальное управление Минимущества России,
арендатором является данная организация, а третьей стороной является
учреждение. Акт приема-передачи имущества является неотъемлемой частью данного
договора. В договоре указано, что он вступает в действие с момента его
подписания сторонами. Минимуществом договор был
подписан 25.06.2004. На основании договора организация обязуется перечислить
арендную плату за фактическое нахождение на арендуемых площадях за период с даты подписания акта приема-передачи 01.10.2003 до
вступления в силу договора 25.06.2004.
Правомерно ли
организации как арендатору относить суммы арендных платежей на уменьшение
налогооблагаемой прибыли с даты подписания акта приема-передачи 01.10.2003 до
даты подписания договора Минимуществом 25.06.2004,
если факт аренды помещения под офис за указанный период косвенно подтверждается
наличием предыдущего краткосрочного договора аренды, окончившегося 30.09.2003,
а также выставляемыми ГУП счетами, счетами-фактурами за коммунальные услуги,
услуги телефонной связи и платежными поручениями на оплату арендных, коммунальных и телефонных платежей за период с 01.10.2003
по 25.06.2004?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/86
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст.252 Налогового
кодекса Российской федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных
в ст.270 Кодекса), которыми признаются любые обоснованные и документально
подтвержденные затраты при условии, что они произведены налогоплательщиком для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В целях налогообложения прибыли арендные
платежи в соответствии с пп.10 п.1 ст.264 Кодекса учитываются в составе прочих
расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую
базу по налогу на прибыль.
Размер арендных платежей и порядок их
перечисления устанавливаются договором, заключенным в порядке, установленном
гражданским законодательством.
Таким образом,
арендные платежи, уплачиваемые по заключенному в установленном
законодательством порядке договору аренды находящихся в федеральной
собственности нежилых помещений, подлежат включению в состав прочих расходов в
соответствии с пп.10 п.1 ст.264 Кодекса при условии их обоснованности и
подтверждения соответствующими первичными документами (договор аренды, акт
приема-передачи, счета на оплату арендных платежей, платежные поручения и др.)
начиная с периода, в котором этот договор вступил в законную силу (с даты
подписания договора сторонами).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.10.2004