Проблемная ситуация: Действующая налоговая система
России нуждается в серьезном реформировании с целью ее упрощения и сокращения
налогов. Не будет ли частичным решение этого вопроса, если за базу исчисления
налога с доходов (НДС и прибыль) принимать не доходы, а расходы, связанные с
приобретением ресурсов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июня 1996 г. N 04-01-11
Департамент налоговых реформ рассмотрел
Ваше письмо о совершенствовании налоговой системы и сообщает следующее.
Мы разделяем Ваше мнение о том, что
действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании с
целью ее упрощения и сокращения налогов.
Применяемые в Российской Федерации
основные налоги (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц,
таможенные пошлины и др.) обеспечивают формирование большей части доходов
бюджетов всех уровней и стабильность доходной базы бюджета в различных
экономических ситуациях (рост или сокращение объема производства, инфляция или
стабилизация цен).
Что касается Вашего предложения о
переходе от налога с доходов (НДС и прибыль) к налогу на ресурсы (расходы), то
необходимо сказать, что практика налогообложения производственных и трудовых
ресурсов уже существовала, но в процессе совершенствования налогового
законодательства, внедрения мирового опыта налоговых систем она оказалась
малоэффективной. Доход - вновь созданная стоимость, важнейший обобщающий
показатель экономического и социального развития, синтезирует результаты
производственной деятельности отраслей, в которых он создается и является
надежным источником для мобилизации средств в интересах реформирования
экономики. Данная экономическая категория широко используется и в мировой
практике как база исчисления налогов.
Внедрять малоэффективные методы
налогообложения в условиях бюджетного дефицита и разработки проекта Налогового
кодекса Российской Федерации экономически нецелесообразно.
Находящийся на рассмотрении в
Государственной Думе проект Налогового кодекса предусматривает дальнейшее
реформирование налоговой системы. В проекте предусмотрена специальная статья,
посвященная порядку определения и уплаты налога на прибыль, который предприятия
и организации должны платить от осуществления экономической деятельности. Будет
введен региональный налог на прибыль предприятий.
Разработанная в проекте Налогового
кодекса схема налогообложения позволит реализовать в Российской Федерации
основные принципы организации взаимоотношений по поводу уплаты конкретных
налогов в полном соответствии с практикой, существующей в странах с рыночной
экономикой и действующими международными соглашениями по вопросам
налогообложения.
Предлагаемая схема налоговых отношений
ориентирована, с одной стороны, на расширение базы налогообложения,
предполагающей последовательную реализацию принципа справедливости и
равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков в
зависимости от уровня получаемых ими доходов. В связи с этим предложена отмена
значительного количества налоговых льгот. С другой стороны,
изменения, предусмотренные в проекте Кодекса, направлены на снижение фактора
инвестиционного риска, увязку уровня налоговой нагрузки с реально полученными
налогоплательщиком в налоговом периоде финансовыми результатами, приведение в
соответствие нагрузки на доходы от предпринимательской деятельности с
международными стандартами.
В целом принятие системы налогообложения,
изложенной в проекте Кодекса, позволит российским предприятиям адекватно войти
в международный рынок, а бюджетной системе Российской Федерации - реализовать
те возможности формирования доходной части, которые используют в большинстве
экономически развитых стран.
24.06.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ