Проблемная ситуация: Российское АО занимается
проведением взаиморасчетов по выручке за авиаперевозки между агентствами
воздушных сообщений и авиакомпаниями - участниками системы взаиморасчетов на
воздушном транспорте. Участниками системы взаиморасчетов являются авиакомпании
и агентства Российской Федерации и иностранных государств.
В связи с полномочиями, предоставленными
Министерству финансов РФ п.4 ст.208 НК РФ, просим квалифицировать источник
дохода физического лица - нерезидента РФ в следующих случаях:
- гражданин иностранного государства,
постоянно проживающий на территории этого иностранного государства, зачислен в
штат АО на должность представителя в данном иностранном государстве;
- гражданин иностранного государства,
постоянно проживающий на территории этого иностранного государства, заключил с
АО договор гражданско-правового характера на выполнение определенных действий,
связанных с представлением интересов ЗАО в иностранном государстве.
В обоих случаях обязанности
представителей идентичны: осуществлять взаимодействие с авиационными властями
иностранных государств; осуществлять инспекционные проверки деятельности
агентств - партнеров АО на территории иностранного государства; проводить
оценку деятельности агентств и авиакомпаний, действующих на территории данного
государства, и др.
Относится ли доход, полученный физическим
лицом - нерезидентом РФ, к доходам от источника в РФ либо к доходам от
источника за пределами РФ? Зависит ли квалификация доходов представителя от
наличия официально зарегистрированного представительства на территории
иностранного государства? Какие документы могут служить подтверждением того,
что работы фактически исполнялись за пределами РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 октября 2004 г. N 03-05-01-04/59
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО о квалификации источника
дохода физического лица - нерезидента Российской Федерации и сообщает
следующее.
Перечень доходов, относящихся к
источникам в Российской Федерации или иностранном государстве, приведен в
ст.208 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп.6 п.3 указанной
статьи вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную
работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации
относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Из вышеуказанной формулировки следует,
что квалифицирующее значение для определения источника дохода имеет место
(территория) осуществления деятельности, а факт осуществления ее в рамках
трудовых или гражданско-правовых отношений значения не имеет.
Таким образом, доход гражданина
иностранного государства, постоянно проживающего на территории этого
государства и там осуществляющего свою деятельность в соответствии с
заключенным договором, признается доходом от источника за пределами Российской
Федерации.
Квалификация доходов физического лица,
выполняющего функции представителя Российской Федерации, не зависит также от
наличия официально зарегистрированного представительства на территории
иностранного государства.
Место осуществления деятельности должно
быть ясно из трудового или гражданско-правового договора, актов
приемки-передачи работ и т.п. В частности, если трудовые функции будут
выполняться в представительстве организации в иностранном государстве, это
должно указываться в трудовом договоре.
Если выполнение трудовых функций или
обязательств по гражданско-правовому договору требует осуществления каких-либо
расходов, то оправдательные документы, из которых следует, что расходы были
понесены за пределами Российской Федерации, также могут служить доказательством
места осуществления деятельности.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.10.2004