Проблемная ситуация: Согласно п.2
ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения
формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также
порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.
В п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от
31.07.2003 N 16 указано, что поскольку неприменение контрольно-кассовой техники
допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в
случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и
индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных
денежных расчетов без применения ККМ.
Просим разъяснить, какими нормативными
правовыми актами следует руководствоваться при приобретении, хранении,
использовании и т.п. бланков строгой отчетности. Кто имеет право на
изготовление бланков строгой отчетности?
В настоящее время бланки строгой
отчетности продают типографии, печатая их по заявкам предпринимателей, и
нередко бланки печатаются под одинаковыми номерами в разных типографиях, что
затрудняет контроль за движением бланков строгой
отчетности и создает проблемы добросовестным налогоплательщикам, так как
дубликаты бланков часто печатают под номерами, используемыми известными
организациями.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2004 г. N 03-01-10/5-103
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу использования бланков строгой отчетности
и сообщает следующее.
В целях реализации
положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено принятие
постановлений Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения
форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, их учета,
хранения и уничтожения" и "Об утверждении порядка осуществления
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой
техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой
отчетности".
Согласно указанным постановлениям формы
бланков строгой отчетности будут утверждаться Минфином России по заявке
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций и
индивидуальных предпринимателей.
При этом образцы форм бланков строгой
отчетности должны содержать набор обязательных и иных реквизитов,
характеризующих специфику оформляемых операций, проекты рекомендаций по их
заполнению, применению, учету, а также подробный перечень услуг, которые
предполагается осуществить с использованием указанных бланков строгой
отчетности.
Бланки строгой отчетности должны
изготавливаться типографиями, имеющими лицензию на деятельность по изготовлению
защищенной от подделок полиграфической продукции.
По нашему мнению, до принятия
вышеназванных нормативных правовых актов следует руководствоваться действующими
решениями Правительства Российской Федерации в части, не противоречащей
Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
28.10.2004