Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
включения в таможенную стоимость ввозимой кинопленки лицензионных платежей,
перечисляемых лицензиару за прокат изготовленных в России копий.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 марта 2009 г. N 03-10-07/28
Рассмотрев обращения по вопросу
необходимости включения в таможенную стоимость кинопленки лицензионных платежей
(далее - обращения), Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
сообщает следующее.
В соответствии с п. 11.4 Регламента
Минфина России (утв. Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н) в
Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное,
не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Таким образом, Минфин России не вправе
давать оценку правомерности решений таможенного органа в отношении определения
таможенной стоимости ввозимых товаров по конкретной сделке, рекомендации по
расчету и подтверждению отдельных показателей в рамках этой сделки, а также
определять порядок возможных действий таможенных органов, их соответствие
действующему законодательству, последствия указанных действий для декларанта.
Вместе с тем в целях обеспечения
соблюдения положений Закона Российской Федерации от 21.05.1993 "О
таможенном тарифе" (далее - Закон) и их единообразного применения считаем
необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В составе дополнительных материалов к
обращениям представлены договоры, которые называются "Лицензионное соглашение"
и "Прокатное соглашение". При этом Лицензионное соглашение от
Прокатного соглашения отличается названием договора и наименованием стороны
договора, организующей прокат на территории Российской Федерации
(соответственно "Лицензиат" и "Прокатчик"). В отношении
иных положений оба договора фактически являются идентичными и регулируют одни и
те же правоотношения.
В соответствии с правовой позицией
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) объем
прав и обязанностей налогоплательщика (в данном случае - плательщика таможенных
платежей) определяется исходя из подлинного экономического содержания
соответствующей операции (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N
53). Таким образом, принятие решения о необходимости включения в таможенную
стоимость товара тех или иных дополнительных платежей, в том числе лицензионных
платежей, должно производиться с учетом подлинного экономического содержания
операций, осуществляемых участниками таможенных правоотношений.
Исходя из анализа представленных
Лицензионного соглашения и Прокатного соглашения (далее - Прокатное соглашение)
можно сделать вывод, что в рамках рассматриваемых договоров Прокатчик
(Лицензиат) выполняет обязанности посредника, заключающего на территории
Российской Федерации договоры в интересах Лицензиара. Таким образом, сущностное
содержание указанных соглашений позволяет рассматривать их в качестве
посреднических договоров (договор комиссии или агентский договор).
Поскольку для определения таможенной
стоимости товара таможенным органом используется резервный метод на базе метода
по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также с учетом сущностного
содержания представленных договоров, на наш взгляд, необходимо учесть
следующее.
Исходя из
представленных документов можно предположить, что указанная в счете-проформе
(инвойсе для таможенных целей) стоимость пленки, рассматриваемая в данном
случае в качестве цены, уплаченной или подлежащей уплате, не включает величину
расходов на выплату вознаграждения агенту (посреднику), так как данные о
вознаграждении агента (посредника) за организацию проката конкретного фильма на
дату подачи таможенной декларации неизвестны. Между тем в соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 19.1 Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по
методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной
или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены
расходы на выплату вознаграждения агенту (посреднику) в размере, в котором они
произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
Таким образом, при
принятии решения по таможенной стоимости товара необходимо рассмотреть вопрос о
дополнительном начислении к указанной в счете-проформе (инвойсе) стоимости
пленки суммы расходов по перевозке (транспортировке) товара до места прибытия
на таможенную территорию Российской Федерации, а также суммы расходов на
выплату вознаграждения агенту (посреднику), которыми в данном случае являются
отчисления Прокатчику (лицензионный сбор). Указанная
сумма в рамках используемого метода определения таможенной стоимости может быть
получена расчетным путем на основе сведений, которыми должен располагать
декларант в соответствии с положениями представленных договоров.
На основании пп. 3 п. 1 ст. 19.1 Закона при определении таможенной
стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене,
фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть
дополнительно начислены платежи за использование объектов интеллектуальной
собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской
Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких
товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую
уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам.
С учетом
изложенного, а также исходя из сущностного содержания правоотношений между
Лицензиаром и Прокатчиком (Лицензиатом), позиция, согласно которой в таможенную
стоимость ввозимой кинопленки не подлежат включению платежи, перечисляемые
Лицензиару за прокат изготовленных в России копий ввезенной кинопленки,
поддерживается.
Кроме того, обращаем внимание на то
обстоятельство, что характер обращения декларанта в ФТС России свидетельствует
о попытке декларанта получить обязательное для таможенных органов
предварительное решение, касающееся определения таможенной стоимости в
конкретной хозяйственной ситуации. Однако возможность и процедуры выдачи и
применения предварительных решений по вопросам определения, заявления и
контроля таможенной стоимости товаров законодательством не установлены.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
20.03.2009