Текст письма опубликован
"Нормативные акты для бухгалтера",
2009, N 8
Проблемная ситуация: Об учете в
составе расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль
затрат организации, не относящейся к бюджетной сфере, на оплату стоимости
проезда работника, выезжающего за границу для проведения отдыха, до российского
аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2009 г. N 03-03-06/1/183
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики <...> сообщает следующее.
Статьей 325
Трудового кодекса РФ установлено, что лица, работающие в организациях,
финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за
счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета)
стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту
использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости
провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов
возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного
оплачиваемого отпуска.
Размер, условия и
порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к
месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях,
финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях,
финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у
работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами,
локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций,
трудовыми договорами.
Правила компенсации расходов на оплату
стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для
лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов
их семей установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455.
Пунктом 10 Правил,
утвержденных указанным Постановлением, установлено, что в случае использования
работником организации отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе
по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду
железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до
ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной
станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований,
установленных Правилами.
При этом основанием для компенсации
расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта
(при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта
пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
В случае поездки за
пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к
месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту
работником организации представляется справка о стоимости перевозки по
территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа
(билета), выданная транспортной организацией.
В соответствии со
ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на
оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или)
натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные
начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих
работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,
трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
Учитывая
изложенное, если в коллективном договоре организации, не относящейся к
бюджетной сфере, предусмотрено, что при выезде работника за границу для
проведения отдыха оплата стоимости проезда такой организацией производится до
российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы, то при выезде
работника за границу воздушным транспортом без остановки в ближайшем к месту
пересечения границы пункте и, соответственно, без оформления проездного
документа до этого пункта
данные расходы на оплату стоимости проезда до российского аэропорта, ближайшего
к месту пересечения границы, по нашему мнению, могут быть признаны расходами на
оплату труда в соответствии с пп. 7 ст. 255 Кодекса и
могут уменьшать налоговую базу организации по налогу на прибыль при условии их
документального подтверждения.
Данная позиция подтверждается
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2007 N А42-328/2007.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.03.2009