Проблемная ситуация: О праве налогоплательщика снять с учета неиспользуемые объекты налогообложения по налогу на игорный
бизнес на период приостановления деятельности в сфере игорного бизнеса и
вновь зарегистрировать их в случае возобновления данной деятельности; о порядке
снятия с учета в налоговых органах налогоплательщиков налога на игорный бизнес
в случае выбытия последнего объекта налогообложения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 г. N 03-05-05-05/03
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо об уплате налога на игорный
бизнес и сообщается следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждый объект налогообложения по
налогу на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту
установки этого объекта не позднее чем за два дня до
даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик обязан также
зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения
не позднее чем за два дня до даты установки или
выбытия каждого объекта налогообложения.
В силу п. 4 ст. 366 Кодекса объект
налогообложения считается зарегистрированным (выбывшим) с
даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о
регистрации объектов налогообложения (изменений (уменьшения) количества
объектов налогообложения).
Таким образом, регистрация (снятие с
учета) объектов налогообложения производится налоговым органом на основании
соответствующего заявления налогоплательщика.
Поскольку гл. 29
Кодекса не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала или
окончания деятельности фактически установленного объекта налогообложения, в
связи с чем налоговый орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять
оперативный налоговый контроль, то, по мнению Департамента, обязанность по
исчислению налога на игорный бизнес возникает с даты подачи заявления о
регистрации объекта налогообложения.
Соответственно, указанный объект
налогообложения будет считаться выбывшим с даты представления
в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества
объектов налогообложения. Указанная позиция подтверждается, в частности,
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2007
N 12829/06 и от 22.03.2006 N 11390/05.
Вместе с тем
временное неиспользование зарегистрированных в налоговом органе объектов
налогообложения по налогу на игорный бизнес в случае приостановления
деятельности, по мнению Департамента, не является основанием для признания
таких объектов налогообложения выбывшими и, следовательно, для подачи в
налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества
объектов налогообложения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от
10.12.2008 N Ф08-7079/2008).
Учитывая
изложенное, а также принимая во внимание, что ст. 366 Кодекса не предусмотрены
особенности регистрации и снятия с учета объектов налогообложения по налогу на
игорный бизнес в случае приостановления деятельности налогоплательщика в сфере
игорного бизнеса, полагаем, что в описанной ситуации налогоплательщик вправе
снять с учета неиспользуемые объекты налогообложения на период приостановления
деятельности и вновь зарегистрировать их в случае возобновления деятельности в сфере игорного бизнеса.
При этом на основании п. 6 ст. 366
Кодекса налоговый орган обязан в течение пяти дней с даты
получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов
налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать
свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением
количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Учитывая
установленную Кодексом обязанность налогового органа выдать свидетельство о
регистрации объектов налогообложения (внести изменения в ранее выданное
свидетельство) и складывающуюся в настоящее время судебную практику (в
частности, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
21.10.2008 N 13549/08, от 25.08.2008 N 10936/08), полагаем, что при
возобновлении деятельности в сфере игорного бизнеса после 1 января 2007 г.
налогоплательщик вправе вновь зарегистрировать объекты налогообложения по налогу на игорный
бизнес при условии соответствия организатора азартных игр и игорного заведения
требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О
государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных
игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации", по состоянию на 1 января 2007 г.
Одновременно сообщаем, что в силу ст. 16
Федерального закона N 244-ФЗ с 1 июля 2009 г. деятельность по организации и
проведению азартных игр будет осуществляться исключительно в игорных
заведениях, открытых в игорных зонах (за исключением букмекерских контор и
тотализаторов).
По вопросу о снятии
с учета в налоговых органах налогоплательщиков налога на игорный бизнес в случае выбытия последнего объекта налогообложения сообщаем
следующее.
Согласно п. 1 ст. 84 Кодекса снятие с
учета организаций по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Кодекса,
осуществляется в порядке, установленном Минфином России.
В настоящее время
порядок снятия с учета в налоговых органах налогоплательщиков налога на игорный
бизнес в случае выбытия последнего
объекта налогообложения Кодексом не установлен. В связи с этим до
урегулирования этого вопроса законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах полагаем возможным учитывать порядок, описанный в Письме ФНС России от
15.02.2006 N ЧД-6-09/162@, предусматривающий право налогового органа снять с
учета такого налогоплательщика.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
27.03.2009