Проблемная ситуация: В рамках банковской программы
лояльности банком планируется, в частности, начисление дополнительных средств
на счет клиента, который расплачивается за товары и услуги кредитной картой.
Средства начисляются в виде бонусов за каждую операцию по кредитной карте,
которой клиент расплачивается за товары (услуги) (за исключением снятия
наличных денежных средств). На основании накопленных бонусов клиент в
дальнейшем получает подарок от банка. Банк также планирует выпуск кредитной
карты с функцией Cash Back,
по которой клиенту возвращается в денежном выражении на счет 1% от потраченной
суммы. Банк будет использовать бонусную схему как способ привлечения и
сохранения клиентов, а также подобные подходы будут направлены на
стимулирование использования кредитных карт физическими лицами - клиентами
банка. Вправе ли банк признать в составе расходов по налогу на прибыль затраты
в виде стоимости подарков, приобретенных для дальнейшего обмена на бонусные
баллы клиентов, а также затраты в виде сумм денежных средств, возвращенных на
счет клиента, в размере 1% от потраченных им денежных средств по кредитной
карте?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2009 г. N 03-03-06/2/65
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета затрат в виде
стоимости товаров, переданных в виде бонусов и т.п., осуществляемых банком в
рамках программы лояльности, и исходя из содержащейся в письме информации
сообщает следующее.
В соответствии со ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под
обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
С учетом приведенных требований Кодекса
затраты банка, связанные с реализацией программ лояльности, могут
рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно
направлена на привлечение в банк большего числа клиентов, а также на сохранение
имеющихся клиентов банка.
Если затраты банка в виде оплаты
стоимости товаров, передаваемых использующим банковские карты клиентам,
затраты, связанные со скидками, предоставляемыми клиентам при условии оплаты
ими товаров и услуг банковскими картами и т.п., отвечают приведенным выше требованиям,
они могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
27.03.2009