Проблемная ситуация: В 2006 г. гражданин при уплате
транспортного налога за грузовой автомобиль по квитанции, заполненной
собственноручно, неверно указал КБК и сумма в размере 5250 руб. была
перечислена в бюджет как пеня по транспортному налогу. Сумма перечислена своевременно.
Налоговый орган отказал в зачислении данной суммы в счет налога и перерасчете
пеней в связи с тем, что ошибка была допущена гражданином лично. Правомерны ли
действия налогового органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2009 г. N 03-02-07/1-217
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уточнении суммы
транспортного налога, а также о начислении пеней и сообщается следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, являющиеся
физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового
уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в
течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более
продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом
уведомлении (п. 6 ст. 58 Кодекса).
Согласно пп. 3
п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной
налогоплательщиком - физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной
администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных
средств для их перечисления в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктом 7 ст. 45
Кодекса установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении
поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления
этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по
месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов,
подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную
систему Российской Федерации на соответствующий
счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и
принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании
заявления налогоплательщика и акта совместной сверки
уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка
проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день
фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской
Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый
орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со
дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым
органом решения об уточнении платежа.
Пунктом 7 ст. 45 Кодекса, который
применяется с 1 января 2007 г. (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N
137-ФЗ), установлены дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов.
В силу п. 3 ст. 5 Кодекса акты
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии
защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей, имеют обратную силу.
Учитывая изложенное, полагаем, что, в
случае если при уплате транспортного налога в 2006 г. налогоплательщиком была
допущена ошибка при указании в платежном документе типа платежа, налоговый
орган вправе принять решение об уточнении платежа в соответствии с п. 7 ст. 45
Кодекса.
Обжалование актов налоговых органов,
действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке,
установленном разд. VII Кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать акты
налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их
должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
или в суд (ст. ст. 137 и 138 Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.05.2009