Проблемная ситуация: О порядке выплаты ежемесячного
государственного пособия при отстранении подозреваемого (обвиняемого) от
должности по постановлению суда за счет средств федерального бюджета либо
средств участников уголовного процесса, а также о неправомерности признания
органов Федерального казначейства уполномоченными органами по выплате
указанного пособия в случае обязания их судом.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 2009 г. N 02-05-09/2001
Министерство финансов Российской Федерации
рассмотрело письмо по вопросу разъяснения порядка выплаты ежемесячного
государственного пособия в соответствии со ст. 131 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) при отстранении подозреваемого
(обвиняемого) от должности по постановлению суда и сообщает.
В соответствии с ч.
1, 2, 6 ст. 114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности
подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя
следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед
судом по месту производства предварительного расследования соответствующее
ходатайство, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 ст. 114 УПК РФ. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит
постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от
должности или об отказе в этом. Временно отстраненный от должности
подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое
выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ.
Согласно ч. 1 и п.
8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ ежемесячное государственное пособие в размере пяти
минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно
отстраненному от должности (далее - Пособие) в порядке, установленном ч. 1 ст.
114 УПК РФ, является процессуальными издержками, которые возмещаются за счет
федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
Пунктом 4 ст. 131 УПК РФ предусмотрено,
что порядок возмещения процессуальных издержек (далее - порядок)
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время
вышеуказанный порядок не разработан, в связи с чем, по мнению Минфина России,
существует объективная необходимость в разработке такого порядка.
Учитывая, что в
соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном
департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент
при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является
федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение
деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов
городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов,
районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование
мировых судей, считаем целесообразным Судебному департаменту инициировать
разработку соответствующего порядка.
При этом в части компетенции Минфин
России считает возможным высказать свои предложения по положениям, которые
могут быть предусмотрены в вышеназванном порядке.
Пособие выплачивается обвиняемому либо за
счет федерального бюджета, либо средств участников уголовного судопроизводства.
В случае выплаты Пособия за счет
участников уголовного судопроизводства.
Средства для оплаты процессуальных
издержек подлежат внесению участниками уголовного судопроизводства на лицевой
счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение
федерального бюджетного учреждения (далее - лицевой счет), открытый уполномоченному
органу, например Судебному департаменту или Генеральной прокуратуре Российской
Федерации (далее - уполномоченный орган), в установленном порядке в органе
Федерального казначейства.
Возмещение работодателям расходов по
выплате Пособия соответственно осуществляется уполномоченным органом за счет
средств, аккумулированных на лицевом счете, на основании постановления суда о
временном отстранении обвиняемого от должности и документов, подтверждающих
выплату работодателем работнику государственного пособия обвиняемому.
В случае выплаты Пособия за счет
федерального бюджета.
Возмещение работодателям расходов по
выплате Пособия также осуществляется на основании постановления суда о
временном отстранении обвиняемого от должности и документов, подтверждающих выплату
работодателем работнику государственного пособия
обвиняемому уполномоченным органом, но за счет бюджетных ассигнований,
предусмотренных ему на эти цели в федеральном бюджете, и в пределах лимитов
бюджетных обязательств, доведенных ему в установленном порядке.
При этом, по
мнению Минфина России, возможно предусмотреть, что в случае, если работодателем
является федеральное бюджетное учреждение и выплата Пособия должна быть
осуществлена за счет федерального бюджета, то оплата расходов по выплате
Пособия может осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств,
предусмотренных указанному федеральному бюджетному учреждению на выплату
заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения.
В части указания в исполнительных
документах в качестве должников по выплате Пособия органов Федерального
казначейства сообщаем.
В соответствии с положениями бюджетного
законодательства Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится
в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно
положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 242.3,
242.4, 242.5) исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ),
предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений -
должников, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем
вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных
учреждений, по месту открытия должнику как получателю бюджетных средств лицевых
счетов для учета операций по исполнению расходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, а также средств, полученных от приносящей доход
деятельности.
Таким образом, орган Федерального
казначейства выступает только как орган, осуществляющий открытие и ведение
лицевых счетов должников - бюджетных учреждений.
При этом органы Федерального казначейства
не являются уполномоченными органами по выплате Пособия и им не предусмотрены
соответствующие лимиты бюджетных обязательств, в связи
с чем они не могут осуществлять указанные выплаты в случае обязания
их судом.
А.Г.СИЛУАНОВ
15.05.2009