Проблемная ситуация: Об отнесении к
доходам, учитываемым согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 НК
РФ в качестве иных аналогичных доходов, облагаемых в целях налога на прибыль у
источника выплаты (на территории РФ) по ставке 20%, дохода в виде бонуса
белорусской организации, выплачиваемого российской организацией за выполнение
обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2009 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
дохода в виде бонуса белорусской организации, выплачиваемого российской
организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в
Республику Беларусь, и сообщает.
В соответствии со ст. 247 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по
налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного
представительства на территории Российской Федерации, признается доход,
полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в
соответствии со ст. 309 Кодекса.
Перечень видов доходов, которые указаны в
п. 1 ст. 309 Кодекса, не является исчерпывающим, и содержащийся в этом пункте пп. 10 причисляет к доходам от источников в Российской Федерации,
облагаемым у источника выплаты, также и "иные аналогичные доходы".
Аналогичность
доходов заключается не в идентичности их с каким-либо из видов доходов,
поименованных в пп. 1 - 9 п. 1 ст. 309 Кодекса, а в
том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не
связанных с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное
представительство, за исключением доходов, упомянутых в п. 2 ст. 309 Кодекса,
как не относящихся к доходам от
источников в Российской Федерации.
Таким образом, если
доходы белорусской организации в виде бонуса, выплачиваемого ей российской
организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в
Республику Беларусь, невозможно отнести к какому-либо из видов доходов,
поименованных в пп. 1 - 9 п. 1. ст. 309 Кодекса, то
данный вид дохода белорусской компании следует квалифицировать, по нашему
мнению, согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 Кодекса как иной аналогичный доход, облагаемый у источника выплаты, то есть
на территории Российской Федерации, по ставке 20 процентов в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 310
Кодекса установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией
от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской
организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в
Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход
иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309
Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Следует учитывать,
что согласно ст. 21 "Другие доходы" Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от
21.04.1995 (далее - Соглашение) виды доходов, возникающие из источников в
Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях
настоящего Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве.
Таким образом, Соглашение предоставляет
Российской Федерации право первоочередного налогообложения всех видов доходов,
возникающих из источников в Российской Федерации, о которых не говорится в
других статьях Соглашения, при условии, что такой вид дохода подлежит
налогообложению в соответствии с российским законодательством по налогам и
сборам.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь
положениями ст. 18 Соглашения, налогообложение доходов белорусской организации
в виде бонуса, выплачиваемого ей российской организацией за выполнение
обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь,
производится по ставке 20 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
19.05.2009