Проблемная ситуация: ОАО является организацией
оборонно-промышленного комплекса и исполнителем работ по государственному
оборонному заказу. У организации возникла
задолженность по уплате налогов и сборов в бюджет в
связи с несвоевременными расчетами заказчика за выполненные работы по
государственному контракту. Предусмотрено ли Налоговым кодексом РФ
списание задолженности по уплате пеней, начисленных за несвоевременную уплату
налогов и сборов в федеральный бюджет, а также предоставление налоговых льгот в
случае задержки налогоплательщику оплаты выполненных им работ по
государственному заказу? Каков порядок предоставления организации отсрочки или
рассрочки по уплате налогов в указанном случае?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2009 г. N 03-02-07/1-254
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о списании
задолженности предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса,
являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, по пеням,
начисленным за несвоевременную уплату налогов и сборов в федеральный бюджет, и
сообщается следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на
налогоплательщика возложена обязанность уплачивать
законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть
выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или несвоевременное исполнение налогоплательщиком обязанности по
уплате налога является основанием для начисления пеней.
Кодексом не предусмотрено списание
задолженности по уплате пеней, а также предоставление налоговых льгот в случае
задержки налогоплательщику оплаты выполненных им работ по государственному
заказу.
Согласно пп. 2
п. 2 ст. 64 Кодекса задержка налогоплательщику оплаты выполненного им
государственного заказа является основанием для предоставления отсрочки или
рассрочки по уплате налога.
В случае, если
отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по указанному основанию,
на сумму задолженности проценты не начисляются.
Отсрочка или рассрочка по уплате
федеральных налогов на срок, не превышающий один год, предоставляется ФНС
России. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий
три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской
Федерации.
Заявление о предоставлении отсрочки или
рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий
уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие
наличие оснований, перечисленных в п. 2 ст. 64 Кодекса.
Перечень документов, необходимых для
рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки или
рассрочки, определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочки,
рассрочки, инвестиционного кредита по уплате налогов и сборов, утвержденным
Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.
При отсутствии обстоятельств,
установленных п. 1 ст. 62 Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать
заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основанию,
указанному в пп. 2 п. 2 ст. 64 Кодекса, в пределах
суммы неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа (п. 7 ст. 64
Кодекса).
Кроме того,
сообщается, что согласно ст. 1 Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" Правительство Российской
Федерации вправе провести в 2009 г. реструктуризацию задолженности организаций
оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного
заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по
налогам, сборам, начисленным пеням и
штрафам перед федеральным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 января
2009 г., а также списание этих пеней и штрафов в случае досрочного погашения реструктуризованной задолженности по налогам и сборам в
порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.05.2009