Проблемная ситуация: Вправе ли организация в целях
исчисления налога на прибыль учитывать в составе расходов затраты на проезд
работника на такси до аэропорта (железнодорожного вокзала) при направлении
работника в командировку и от аэропорта (железнодорожного вокзала) по
возвращении из командировки?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 2009 г. N 03-03-06/1/339
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли организаций расходов на проезд командированного
работника и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под
обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая пп. 12
п. 1 ст. 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и (или)
реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Вместе с тем обоснованность расходов,
учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом
обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить
экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной
экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство
не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и
условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата.
Таким образом, уменьшение
налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд командированного работника
на такси возможно только при условии их документального подтверждения и
экономической обоснованности. При этом обязанность проверки экономической
обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые
органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.05.2009