Проблемная ситуация: Относится ли к компетенции
представительного органа муниципального образования, на территории которого
располагается земельный участок, решение вопроса об установлении налоговых
ставок и налоговых льгот по земельному налогу, взимаемому с физических лиц?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 2009 г. N 03-05-06-02/39
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
Данный налог является одним из основных
источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства
от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач,
стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании ст. 387 гл. 31
"Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в
соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях
этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды (ст. 388 Кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного
налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390
Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса
Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения
государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценке
земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не
чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной
кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Налоговые ставки для исчисления
земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований и не могут превышать
размеров, установленных п. 1 ст. 394 Кодекса. При этом допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или)
разрешенного использования земельного участка.
Одновременно обращаем внимание, что на
основании п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.
Таким образом, решение вопроса об
установлении налоговых ставок, налоговых льгот по земельному налогу находится в
компетенции представительного органа муниципальных образований, на территории
которого располагается земельный участок.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.05.2009