Проблемная ситуация: О рекомендации
органам госвласти субъектов РФ и местным
администрациям решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания
недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам
применительно к порядку, установленному Правительством РФ, а также об их праве
устанавливать иные основания признания недоимки по соответствующим налогам
безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального или
юридического характера.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 2009 г. N 03-01-10/2-62
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сообщает следующее.
Списание безнадежных долгов по налогам и
сборам осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 59 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно п. 1 указанной статьи недоимка,
числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми
агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического,
социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в
порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным
налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным
налогам.
При этом ст. 59 Кодекса не
конкретизированы обстоятельства экономического, социального, юридического
характера, при наличии которых взыскание недоимки является невозможным.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням
и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым
взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и
штрафам" определены основания, по которым признаются безнадежными к
взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в
государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, и порядок их
списания.
При этом органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать
вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку,
определенному названным Постановлением.
Вместе с тем нормативными правовыми
актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания
недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин
экономического, социального или юридического характера.
Одновременно
сообщаем, что в настоящее время в Министерстве финансов Российской Федерации с
участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
рассматриваются предложения о внесении изменений в Постановление Правительства
Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 в целях расширения перечня оснований
по признанию недоимки безнадежной к взысканию, в частности, в случае вступления
в силу решения суда о признании недоимки безнадежной в связи с истечением срока ее взыскания.
При этом следует отметить, что в
соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006
N 137-ФЗ пропущенный по уважительной причине срок подачи налоговым органом
заявления о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального
предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога может быть восстановлен
судом.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
22.05.2009